Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Икона. Возвращение

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Эльвира ЛАБЕР

В Новокузнецком художественном музее один из залов вновь заполнили иконы. Перерыв в выставочной деятельности был связан с ограничительным режимом, введённым из-за распространения коронавирусной инфекции. Однако это время было использовано для плодотворной работы с реликвиями. 

Лики на фото

Пока город в той или иной мере был на самоизоляции, иконописные лики, согласно приказу Министерства культуры РФ, сотрудники музея готовили к размещению в государственном каталоге. Для этого каждую из икон надо было сфотографировать, сопроводить описанием и «выложить» на сайте. 

– Министерством культуры России дано указание: все ценности, которые есть в музеях и которые считаются народным достоянием, выставить на всеобщее обозрение. Чтобы они были доступны для просмотра в интернете. Во-первых, они интересны исследователям, которые ведут научную работу по этой тематике, для других научных целей. Необходимы выпускникам вузов, которые пишут дипломные работы. А также, в целях просвещения – для любого пожелавшего зайти на сайт и полюбоваться иконописными ликами. Учёт всех произведений, хранящихся в музее, конечно же, был, есть, и он тщательно ведётся. Но для посетителей была доступна лишь малая часть музейных коллекций. Государственный же каталог отныне даст возможность познакомиться с содержимым музейного фонда всем любителям искусства, – отмечает Эльвира Лабер, хранитель музейных фондов.

По словам Эльвиры, работа с размещением икон в государственный каталог довольно трудоёмкая. В фонде Новокузнецкого художественного музея хранятся около трёхсот икон: деревянных, металлических, складней, окладов, крестов… При фотографировании с иконами, что имеют матовую поверхность, дело продвигается быстро. С гладкой – гораздо сложнее. Каждую такую икону следует тщательно «выстраивать», чтобы поверхность не «забликовала», и фотоснимок получился соответствующим требованиям сайта. На некоторых иконах есть надписи автора либо указание, откуда она родом, в какой местности написана. Кроме того, к фотоснимку иконописного образа прилагается сопроводительный текст. Благодаря которому каталог одновременно «выдаёт» своим посетителям различные сведения: размеры произведения, историю создания, каким образом икона попала в музей, данные об иконописце. Есть даже раздел «Легенда об экспонате». Войти в государственный каталог любителям искусства просто – через сайт Новокузнецкого художественного музея.

Образа Кузнецкого уезда

И хотя новокузнецкие иконы отныне стали частью виртуального Российского музейного фонда, основной их состав, возвращённый после фотосессии из хранилища, можно вновь «вживую» увидеть в музейном зале. Стоит отметить, что иконописное собрание НХМ по-своему уникально. 

– Уникальность не столько в абсолютной художественной значимости коллекции, сколько в неповторимости представленных в собрании работ – икон дореволюционного Кузнецкого уезда. Они были собраны во время экспедиций, которые прошли в конце 1980-х – начале 1990-х годов в старинных сельских поселениях юга Кемеровской области. А также во время последующих закупок и дарения местных коллекционеров, – отмечает Александр Клещевский, научный сотрудник музея, на протяжении нескольких лет занимающийся исследованием икон. Речь идёт о двадцати иконописных работах дореволюционного времени. Восемнадцать считаются произведениями одного автора. Две других были обнаружены в коллекции Новокузнецкого краеведческого музея и в одном частном собрании. Сотрудники музея посчитали везением присутствие на старинных иконах своеобразной метки. Художник на обороте большинства иконных досок процарапал сведения о заказчиках и заказах: место проживания, фамилию, имя и отчество, название образа, иногда стоимость работы. Как отмечает Клещевский, подобный способ записи мастером сведений о заказе отмечен и в исследовательской литературе. К сожалению, на некоторых досках надписи читаются с трудом, фрагментарно. Из-за того, что были слабо процарапаны, сильно загрязнены или повреждены. 

Названия сельских поселений можно видеть на пятнадцати иконах. В том числе есть запись и о населённом пункте под названием Томский завод. Во второй половине ХIХ века, после упразднения Томского железоделательного завода, он был переименован в село Томское Прокопьевского района. Иконы без надписей были приобретены в сёлах Новокузнецкого района – Сидорово, Казанково, Митино, Ильинское. Сотрудники музея и, в частности, Александр Клещевский сразу же принялись за поиск имён и дат жизни отдельных, из указанных в надписях заказчиков икон из Томского завода. Искать пришлось в различных архивных записях о рождении, венчаниях и смерти. Удалось найти данные лишь о двух из них. Так, в 1885 году, будучи 22 лет от роду, венчался Николай Никифорович Филатьев, соответственно родившийся в 1863 году. Будучи 53 лет от роду, в 1909 году умер Григорий Феофанович Бычков, родившийся в 1856 году.

Все найденные, сделанные по заказу иконы, – домашние, небольшого размера. Написаны они по упрощённой технологии. Некоторые образы выведены яичной темперой. На иных заметны повреждения красочного слоя и грунта. Самая маленькая из икон – архидиякона Романа – помещена в простенький небольшого размера киот, сделанный путём выдалбливания в струганном куске дерева. 

– Бросается в глаза манера написания ликов. Они запоминаются своеобразным, характерным для наивно-простонародного искусства сочетанием древнерусского и живописного стилей. Лики большинства образов написаны воспроизводящей древнерусскую манеру скорописью, в два слоя. Основной цвет образов – телесный, живописно-розовый. Очень выразительно выписаны на кузнецких иконах глаза. Одни лики изображены с задумчивым, печальным, подчас вопрошающим взглядом. У других взор суров и цепок. Грациозно, почти изящно выписаны кисти, пальцы рук. Многие лики отмечены сходством, а некоторые предельно схожи. К примеру, «близнецами» выглядят иконы с изображением преподобного Зосимы и преподобного Савватия, – комментирует художественный ряд икон Кузнецкого уезда Александр Клещевский. 

Работа с размещением иконописи в электронный государственный каталог продолжается. Помимо этого сотрудники музея должны «отформатировать» для сайта коллекции из разделов «нумизматика», «скульптура», «графика», «декоративно-прикладное искусство» и «детский рисунок»… На сегодняшний день из девяти тысяч экспонатов фондов Новокузнецкого художественного музея в каталоге размещено почти шесть с половиной тысяч. Но возвращением в музейный зал из хранилища отмечены пока лишь иконы. 


Просмотров статьи: 580