Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Моряк особого назначения

Газета «Новокузнецк», выпуск №22 (1070)  //  Рубрика: 75 лет Победы в Великой Отечественной войне

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Как уже сообщала наша газета, в этом году, объявленном указом Президента Годом памяти и славы, в области стартовала акция «Вахта Победы. Кузбасс». Объединяя историческое прошлое с днём сегодняшним и будущим, она призвана сохранить память о событиях и участниках Великой Отечественной войны. В нашей стране почти в каждой семье есть свои герои – деды, отцы, прадеды, которые ценой своей жизни завоевали Победу над фашистскими ордами и благодаря которым мы живём под мирным небом.

Акция «Вахта Победы» даёт возможность потомкам ветеранов войны и тружеников тыла поделиться историей своей семьи. Кроме того, участники акции размещают портрет своего героя на рабочем месте, автомобиле или на одежде.

Два деда – две судьбы

Как это сделала Ирина Болдырева, директор школы №70, у которой на книжной полке возле рабочего стола стоит портрет деда, участника Великой Отечественной войны – Григория Кондратьевича Яшного. Второй дедушка Ирины Александровны – Михаил Фёдорович Белых – также участник Великой Отечественной. Ему выпала судьба пройти страшный путь через фашистские концлагеря. В одном из упорных боёв в начале войны он был взят немцами в плен. Ему чудом удалось остаться в живых и возвратиться домой. Говорить о войне Михаил Фёдорович не любил. Слишком тяжелы были воспоминания солдата-узника, рядового Красной Армии, томившегося не один год за колючей проволокой в немецком плену. Рассказами о войне с внучкой Ириной и её в то время школьными сверстниками охотно делился второй дедушка – Григорий Кондратьевич Яшный, уроженец Краснодарского края, призванный в годы Великой Отечественной на службу в Черноморский флот.

История его военных жизненных перипетий довольно интересна и занимательна. Григорий Кондратьевич даже оставил в наследство детям и внукам несколько листков с напечатанными на пишущей машинке строками воспоминаний.

После военных действий на Черноморье Григория Кондратьевича вместе с его боевыми товарищами в конце 1944 года по приказу Верховного командования укомплектовали в команду особого назначения. Советские моряки должны были отправиться в Америку – получить боевые корабли. «Морская команда, в составе которой был и мой дед, естественно, посчитала для себя честью такое боевое задание», – отмечает Ирина Болдырева. Прибыв в Сан-Франциско, советские моряки прошли трёхмесячное обучение на новой американской технике, которая была передана Советскому Союзу по ленд-лизу. После учёбы они приняли в своё распоряжение 27 боевых кораблей и взяли курс на Владивосток. Но события стали развиваться иначе, чем думали моряки. По пути на Петропавловскую военно-морскую базу командам поступил приказ атаковать японские войска, которые дислоцировались на Курильских островах. Предъявить противнику ультиматум о сдаче занятых им рубежей. В случае если японцы не сдадутся – атаковать их, разбить и водрузить на островах Красное Знамя Победы.

«Спасайся, кто может!»

Григорий Яшный в то время возглавлял командование второй палубной артиллерии. Для атаки войск милитаристской Японии, засевших на островах, на корабль «американского эскорта» высадился десант морской пехоты. Подойдя к берегам острова под названием Сю-Мусю, под прикрытием артиллерии решено было произвести его высадку. Однако японцы не растерялись и тоже, в свою очередь, предприняли боевые атакующие действия. Противник открыл по кораблю артиллерийский огонь. «Снаряды были направлены на носовую часть нашего корабля, где в это время скопилось наибольшее количество десантников. Многие от взрывов снарядов стали гибнуть прямо на глазах. Так что продолжать высадку уже не было никакой возможности. И тогда командир корабля старший лейтенант Грицако принял решение: отойти от берега, выбрать новое место для обстрела, а затем высадить для новой атаки остальных десантников, которых после ответной японской атаки и осталось-то только половина», – продолжает в «мемуарах» Григорий Яшный.

Однако планы командира корабля вновь нарушил артобстрел со стороны японцев. Пока корабль делал разворот, два прямых попадания разворотили кормовую часть и машинное отделение. А третий, попав в боевую рубку, убил двух рулевых и вывел из строя рулевое управление корабля. При этом в развороченное машинное отделение с силой хлынула морская вода. Корабль по инерции на большой скорости ещё шёл в открытое море… Но его кормовая часть уже стала садиться, быстро погружаясь в морскую пучину.

Началась паника. В такой ситуации командир отдаёт свою последнюю команду: всем покинуть корабль и спасаться – кто как может! Оставалось одно: прыгнуть в море. Хотя надежды выжить в холодной воде, без спасательных средств, на расстоянии от берега в 12 миль, по сути, не оставалось.

– Я вспоминаю рассказ дедушки о том, что его в эти минуты отчаяния одолевала одна лишь мысль: попытаться продержаться на воде хотя бы 5-6 минут. И если никто не спасёт за это время, то закрыть глаза, глотнуть воды и пойти на дно. Больше он ничего не помнил. А когда очнулся, вернее, когда его привели в сознание, то оказалось, что он находится на палубе эсминца, который проходил во время гибели корабля неподалёку и поспешил на помощь тонущим морякам. К сожалению, спасти удалось всего лишь шестерых человек. Среди которых посчастливилось оказаться и моему дедушке, – поясняет Ирина Александровна.

Сбить самолёт из «Эрликона»

На этом военные действия для Григория Кондратьевича не закончились. Буквально на следующий день после спасения его распределили на другой корабль военно-морского дивизиона. Находилось военное судно на рейде, примерно в полукилометре от берега. Пока личный состав отдыхал, Григорий Яшный принялся проверять доверенное ему орудие. «…И вдруг слышу крик сигнальщика: «Воздух!». Из-за сопки показались самолёты противника, направляющиеся прямо на наш корабль. Я подскочил к автоматическому орудию марки «Эрликон» и дал очередь по головному самолёту-вожаку. От прямого попадания он тотчас загорелся. И горящим стал падать, врезаясь с воем в воду от нашего корабля на расстоянии примерно 100-150 метров. Два других экипажа, почувствовав угрожающее их жизни сопротивление, повернули обратно», – пишет в своих воспоминаниях Яшный. Подбитый экипаж удалось спасти. Вытащенные из воды лётчики дали ценные сведения. Им был дан приказ: обстрелять базирующиеся на военно-морской базе и стоящие на рейде корабли, сбросить на них бомбы и тотчас уйти. Но, благодаря расторопности и быстрой реакции Григория Яшного, их планы потерпели неудачу. За сбитый самолёт Григорий Кондратьевич был награждён орденом Отечественной войны первой степени. «И это один лишь эпизод моих военных испытаний… А сколько их было, подобных этому! И сколько после них было воспоминаний!» – завершает своё послание потомкам Григорий Яшный.

Ветеран войны решил оставить после себя рассказ о пройденных им военных путях-дорогах уже будучи в пожилом возрасте. И расписать всё буквально в деталях. Чтобы его внуки и правнуки поняли и прочувствовали, что ему, тогда молодому ещё пареньку, пришлось пережить.

– И мы, наследники наших дедов, такие же стойкие и мужественные. И сколько бы на нашу долю ни выпало испытаний, мы их с достоинством переживём. Ведь нам всегда служат примером жизни наших родных участников Великой Отечественной войны, – подводит итог разговору о бравом деде Ирина Болдырева.

Она уверена, что и последующие поколения будут чтить память своих пра- и прапрадедов. Об этом говорит и тот факт, что старшеклассники возглавляемой ею школы под руководством учителей обществознания и истории создали небольшой, но яркий по эмоциям, впечатляющий документальный фильм. Назвали его «Ветераны Великой Отечественной войны и их наследники».


Просмотров статьи: 587