Город-курорт Кузнецк: XIX – начало XX вв.
Автор выражает благодарность исторической общественности города за помощь при подготовке этой публикации.
Изучение истории расширяет границы понимания мира, позволяет глубже осознавать ту среду, где ты конкретно живёшь. Эти смыслы важны и для моделирования возможного будущего. Окружающий мир ныне стремительно меняется. И кто знает, что окажется актуально в дальнейшем?
Кузнецк имел бурную и содержательную историю в XVII–XVIII вв., но в XIX веке и начале XX-го наступила эпоха затишья. Советская пропаганда, публицистика активно в своё время упражнялись в унижении этого периода истории нашего города. Клеймили его захолустным городишкой, дырой, деревней… Повторяется всё это часто и сейчас. Даже не от большого ума проникло всё это в академическую науку.
Но так ли это было в реальности? И что на самом деле имело основное значение? Для XIX века и начала XX-го Кузнецк в немалой степени маленький город-курорт, жители которого его очень любили и гордились им.
В 1862 году Западно-Сибирский генерал-губернатор, боевой генерал от инфантерии Александр Осипович Дюгамель, объезжая свои владения, заехал и в Кузнецк. Вот что он написал про город: «Кузнецк лежит среди одной из самых плодородной местностей, а так как жизнь там очень дёшева, то там поселились на постоянное жительство многие из тех, которые живут казённой пенсией» (Автобиография А.О. Дюгамеля // Русский архив. 1885. №7. С. 425).
Заметим, что не только дешевизна привлекала сюда многих казённых пенсионеров. Это лишь поверхностный взгляд. Влекла сюда красивая разнообразная природа, чистейший горный воздух и весьма благоприятный для Сибири климат. Люди, которые хотя бы раз бывали в Кузнецке, понимали, что в нём намного теплее и комфортнее, чем в том же мокром и сыром северном Томске. Ведь природа Кузнецка/Новокузнецка – это вариация природы Алтая.
Действительно, история Кузнецка XIX века и начала XX-го содержит яркие примеры биографий не последних людей тогдашней России, которые имея богатый выбор, где жить, имея определённые средства, предпочтение отдавали Кузнецку.
Первый такой известный пример – участник Бородинского сражения, гусар, майор Александр Григорьевич Меретеев. В 1820 году он стал городничем Кузнецка, а в 1825 году – Томска. Однако в 1826 году он ушёл в отставку, вернулся в Кузнецк и остался тут жить до конца своих долгих дней (умер 3 апреля 1846 года в г. Кузнецке в возрасте 82 года). Когда кузнечане в 1912 году со всей страной отмечали юбилей Отечественной войны, они устроили торжественное шествие на его могилу, где отдали дань герою (См.: Лизогуб П.П. Кузнечанин А.Г. Меретеев – герой Бородинского сражения // Из кузнецкой старины. Новокузнецк, 2010. Вып. 1. С. 105–114 и др.).
Другой пример – гордость Кузнецкой Земли, знаменитый Кирилл Осипович Годлевский (1800–1872), родившийся в Кузнецке и происходивший из известного служилого рода Кузбасса, генерал-майор императорской армии, участник русско-турецкой войны (1828–1829), герой Кавказкой войны (1841–1859). Имея весьма солидную пенсию – более 1000 рублей в год, он в 1858 году, после отставки вернулся сразу в Кузнецк и прожил тут 14 лет до своей кончины (Лизогуб П.П. Воинская гордость России – кузнечане генерал К.О. Годлевский и его братья // Из кузнецкой старины. Новокузнецк, 2011. Вып. 2. С. 81–123).
Ещё один яркий пример – Павел Николаевич Путилов (1854–1919), генерал, участник русско-турецкой войны 1877–1878 гг., русско-японской войны 1904–1905 гг., награждён 11 орденами Российской империи… В 1913–1914 годах он переезжает в Кузнецк, где обзавёлся усадьбой в Топольниках, был заметной для города личностью. Жизнь его трагически оборвалась во время Гражданской войны (Кауфман А.О. Генерал П.Н. Путилов и Кузнецк // Разыскания. Историко-краеведческий альманах. Кемерово, 2004. Вып. 6. С. 69–75. И др.).
Интересно и то, что П.Н. Путилов переехал в Кузнецк из Барнаула. Это не единственный пример в истории города, когда заметные люди выбирали именно Кузнецк после проживания в Барнауле.
Про Кузнецк как «воздушный курорт» вспоминал видный российский и советский деятель культуры, последний секретарь Л.Н. Толстого Валентин Федорович Булгаков (Кузнецк в воспоминаниях братьев Булгаковых. Новокузнецк, 2018. С. 710). Он воспринимал тот старый Кузнецк как райское место: «Родился я… в Кузнецке, Томской губернии. Милый, поэтический уголок! Твои горы, широкая, светлая, быстрая река, старинная каменная полуразвалившаяся крепость с пушками на горе над городом, обилие цветов, благодатный воздух, милые, простые обыватели – навсегда останутся в моей памяти» (Кузнецк в воспоминаниях братьев Булгаковых. С. 603); «За эту-то красоту я и полюбил Кузнецк ещё в детстве и не перестаю любить до сих пор» (Кузнецк в воспоминаниях братьев Булгаковых. С. 650). В связи с этим совсем непонятно, как красивый поэтический уголок может быть бесконечным пограничьем в голове, каким-то фронтиром в околонаучном творчестве некоторых современных авторов.
Идиллия человека и природы в Кузнецке описана в 1887 году в эссе: «Один из летних дней в Ковальске (Эскиз)». Автор акцентирует момент активного отдыха на природе как местного уклада жизни: «В Ковальске нет таких людей, которые бы совершенно не знали, на что им употребить своё время, каких много в столицах и больших городах. Даже учитель уездного училища, Ахия Горизонтов, отлично знает, на что ему употреблять своё вакационное время: обвесившись удочками, туяском с червями и прочими рыболовными снастями, идёт он к Томи отыскивать тихие заводи…» (Восточное обозрение. 1887. №49 (10 декабря). С. 9).
Именно как курорт Кузнецк воспринимали накануне начала Кузнецкстроя. Новосибирский железнодорожник написал об этом в газету: «И в самом деле, как во время летнего отпуска лучше отдохнуть, привести свое здоровье в порядок? Я думаю, что ехать в Москву, Ленинград и т.д. нецелесообразно, т.к. не столько отдохнешь, сколько устанешь за дорогу. По-моему, далеко ездить не следует. Действительно отдохнуть можно только тогда, когда не о чем будет заботиться, когда будешь находиться в окружении свежего воздуха, солнца, среди хорошей природы. Совсем недалеко от нас есть хорошие места, например, Кузнецк. Там хороший бор, чистый воздух, вода, солнце. И жить в Кузнецке не дорого. Сравнительно дёшево можно получить хорошую пищу. Кроме этого, есть целый ряд других дачных местностей. Во всяком случае, это даст больше пользы, чем дальние поездки» (А.В–ров. Как лучше использовать отпуск. Против дальних поездок. Железнодорожники, ваше мнение // Советская Сибирь. 1926. №113 (19 мая). С. 3).
Отдельная тема – красота Кузнецкой Земли и Саяно-Алтайской горной страны. Бытует мнение, что это самые красивые места на земле. Для этого есть все основания. Алтай и Камчатка были любимыми местами известного советского путешественника Юрия Сенкевича, который объездил весь свет и мог сравнивать (из интервью Ксении Сенкевич, жены путешественника, см: https://planetguide.ru/pathfinder/entry/779/).
Упомянутый генерал-губернатор А.О. Дюгамель писал про Алтай, его южную часть: «Трудно найти более разнообразные пейзажи, более живописную местность и более роскошную флору, чем на склоне этих гор» (Автобиография А.О. Дюгамеля. С. 427).
Восхищались природой города и иностранцы: «Летом вид города и окрестностей восхитителен. Бывающие в Кузнецке иностранцы называют окрестности Кузнецка Сибирской Швейцарией» (Кузнецк // Сибирский торгово-промышленный ежегодник 1913. СПб., 1913. С. 236).
И у В.Ф. Булгакова читаем про особенность природы юга Сибири: «За границей – в Германии, Чехии – никогда не верили, если я, бывало, рассказывал о раздолье сибирской жизни и, в частности, о богатстве и великолепии сибирской флоры. Сибирь... лёд... снег... и вдруг – пионы и орхидеи, дыни и арбузы!...
Сибирские цветы, между прочим, ярче европейских, в том числе и альпийских. Почему?... Воздух в Сибири с её континентальным климатом суше, яснее, он свободен от паров, поэтому лучи солнца гораздо сильнее прогревают землю и более мощно воздействуют на мир растений» (Кузнецк в воспоминаниях братьев Булгаковых. С. 102, 105).
Ныне в Новокузнецке есть проблемы с экологией. Однако его окрестности по-прежнему сохраняют свои курортные свойства. Всё это потенциал для раскрытия в будущем. Кузнецкий мир – это Саяно-Алтайская горная страна, сибирская Швейцария, райский уголок на земле. В этом её соль.
Для меня очевидно, что страшилки о том, что все хотят уехать из Сибири, куда потеплее, беспочвенны. Опыт прошлого наглядно показывает, что при наличии средств, альтернативы, зная мир, люди выбирали Кузнецк и его землю. Имеются такие примеры и сейчас, когда сюда возвращаются из столиц и мегаполисов, работая фрилансерами. Уверен, что при выравнивании зарплат, доходов, при условии решения основных экологических проблем региона, многие вернутся. В этом плане у нас может быть будущее, что очень важно. Всё не так безнадежно.
Кандидат исторических наук А.Н. Полухин
Просмотров статьи: 2106