Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Провинция по-прежнему образна и колоритна»

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА

Как известно, пребывание великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского в старинном Кузнецке – на протяжении целых 22 дней (!) – оставило глубокий след в истории нашего города. По мотивам этого примечательного события в жизни классика в Новокузнецке создан литературно-мемориальный музей его имени. Посещение Кузнецка и любовь Фёдора Михайловича к Марии Исаевой исследуют в монографиях. Посвящают этому книги и выставки. «В Новокузнецке Достоевского не только читают, Достоевского ещё и рисуют», – заявили сотрудники Новокузнецкого художественного музея – организаторы нового областного творческого конкурса под названием «Образ провинции в биографии и творчестве Ф.М. Достоевского». Посвятить его решили 200-летию со дня рождения писателя.

Одно из главных требований конкурса – его участниками могут стать художники без профессионального образования. Большой творческой когортой – в составе из девяти человек – решили принять участие в конкурсе и художники регионального объединения «Сибирские просторы», которое в этом году тоже отмечает юбилей – 15 лет. Его руководитель Ираида Зиновьева одна из первых откликнулась на необычное задание.

– В качестве образов для вдохновения конкурсантам были предложены на выбор персонажи и сюжеты колоритных повестей писателя – «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон». Как известно, в них отражены впечатления, полученные Достоевским во время пребывания в Сибири. А жители Кузнецка стали прототипами героев этих повестей. Всё это даёт художникам большой простор для воображения. Наше участие в конкурсе – это как бы создание иллюстраций к произведениям и биографии самого писателя. Лично я пишу три картины: «Триумф «грозного чувства» Фёдора Достоевского», «Легенда: камера Достоевского №6» и «Во сне иль наяву?» по мотивам повести «Дядюшкин сон».

Столько же работ, среди которых – два пейзажа на тему «Села Степанчикова и его обитателей» написала участница «Сибирских просторов» Ирина Зинатуллина.

– Прежде чем приняться за картины, я «перелопатила» множество материалов, рассказывающих о 22 днях пребывания Достоевского в Кузнецке. Прочла его книги, в том числе и эти 2 повести. Некоторые произведения писателя мне показались психологически тяжеловатыми, сложными, насыщенными философскими размышлениями. И, тем не менее, главная сюжетная нить каждой из повестей, предложенных на конкурс, после «проникновения» в материал мне стала понятна и близка. Они легли на душу, став переработанными сюжетами моих картин», – отмечает художница, которая двадцать с лишним лет назад даже не имела понятия о живописи.

Прошли годы, и сегодня имя Ирины Зинатуллиной на слуху у любителей искусства. Пейзажи и натюрморты новокузнечанки рассказывают о красоте родной кузнецкой земли. «Я очень люблю нашу кузбасскую природу. И потому предпочтение в своём творчестве отдаю, в основном, пейзажному жанру. Когда выезжаю в лес, в тайгу, в поле, я буквально ощущаю своё первобытное слияние с ними. Из-за этого одну из выставок в Новокузнецком художественном музее назвала строками из стихотворения Сергея Есенина «За горами, за жёлтыми долами». Поэт тоже посвятил его природе», – признавалась Ирина. Она принимала участие во многих коллективных экспозициях городского, областного и регионального уровня. По городам Кузбасса прошли десятки её персональных выставок. И на каждой искусствоведы отмечали работоспособность и стремление художницы, бывшего машиниста мостового крана одного из заводских цехов Западно-Сибирского металлургического комбината, совершенствовать своё мастерство. Она – одна из тех немногих, кто тщательно и досконально изучает свою новую творческую профессию. Единственная из самодеятельных мастеров Кузбасса, кто не пропустил ни одного областного коллективного выезда на природу, где во время пленэра проводятся мастер-классы художниками-профессионалами. Работы Ирины Зинатуллиной находятся на хранении в Новокузнецком художественном музее, музее этнографии и природы Горной Шории в Таштаголе, выставочном центре «Вернисаж» Прокопьевска и в частных коллекциях.

Сюжетом повести «Село Степанчиково и его обитатели» вдохновился и художник Владимир Панин. Он изобразил ночную деревенскую околицу, с церквушкой на дальнем плане, мостком через речку и осколком луны, повисшим над всем этим живописным рядом.

– Кажется, мне удалось передать и настроение, и время, описанные в повести. Раньше я знал произведения Достоевского поверхностно, только по школьной программе. Но сегодня, готовясь к конкурсу, я прочёл их въедливо, повнимательней. И вдруг понял, чётко осознал, что соприкоснулся с большим миром классика – автором известных произведений; с глубиной образов, изображённых писателем. Я понял Достоевского, его душевные метания, поиски и смятение, свойственные ему в то время. И постарался передать это и в своих полотнах», – отмечает Владимир Евгеньевич. Он признаётся, что вынужденная, из-за вирусной инфекции, изоляция сегодня одновременно дала ему возможность более проникновенно и тщательно поработать и над другой конкурсной работой, которую он решил посвятить 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Живописное полотно войдёт в юбилейную экспозицию, которую откроет научно-технический музей имени Бардина. «Я изобразил на нём «царицу полей» – пехоту. Без её самоотверженности, мужества и смелости наша Великая Победа была бы немыслимой», – подчёркивает он.

Работы под названием «Тайное свидание» и «Зима в селе Степанчиково» отправляет на конкурс Алёна Саломатова. Она к тому же ведёт в интернете мастер-классы по живописи. Делится своими впечатлениями от работы над конкурсным заданием и Марина Якимова.

– Лично мне настолько понравились уроки профессионалов, их мастер-классы, которые нам до этого провели в художественном музее! Ведь рассказали и показали всё, что нам сейчас пригодилось для создания наших конкурсных картин. Вплоть до того, какую палитру использовать. Лично я пишу тот старый Кузнецк, его атмосферу, в которой находился в те дни писатель. С его церквушками, улочками, домами… Для этого подробно изучала материалы на эту тему. Мне самой настолько интересна судьба Достоевского, история его необычной любви! Да и вообще всего того, что происходило в те годы в Кузнецке. Наша провинция по-прежнему образна и колоритна. Моя конкурсная картина уже наполовину готова. За количеством не гонюсь. Хочу качественно и интересно представить лишь одну, эту картину», – признаётся она.

Надо сказать, что у художников объединения богатый опыт участия в мероприятиях, посвящённых значимым датам: 140-летию И. Бунина, 370-летию Москвы, 400-летию Новокузнецка. В прошлом году мастера «Сибирских просторов» стали активными участниками Всероссийского конкурса-выставки «Салют победы» к 75-летию Великой Победы. Лауреатов ждёт поездка в Москву. Недавно, в марте этого года новая передвижная коллективная экспозиция объединения под названием «В некотором царстве-государстве…» (к 140-летию П. Бажова) с успехом прошлась по городам Урала.

Подведение итогов конкурса должно было пройти 21 апреля. Однако, в связи с ограничительными мерами, его, скорее всего, жюри перенесёт на более поздний срок. А лучшие работы будут представлены виртуально, на электронных площадках художественного музея. Но, как бы ни было, встреча с Кузнецкой провинцией сквозь призму произведений Достоевского рано или поздно у новокузнечан состоится.

На фото: работы Ирины Зинатуллиной


Просмотров статьи: 727