Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Школа, где рождается искусство

// Автор: Анастасия ЗЯБЛИЦКАЯ

Вчера, 25 марта, в нашей стране отмечали День работника культуры. Профессиональный праздник деятелей искусства, людей творческих профессий, а также хранителей культурного наследия народа. Нет сомнения, что именно культура формирует самосознание человека, а значит целых поколений. Влияет на образование и эстетическое воспитание детей и молодёжи. 

Развитие культурных традиций – немаловажное условие жизни любого города. Идея открытия художественной школы в Новокузнецке родилась в череде социокультурных событий 60-х годов прошлого века. В период экономического и культурного подъёма. Так, усилиями энтузиастов у нас в те годы появились также первый в области музей изобразительного искусства, широкоформатный кинотеатр «Сибирь», новое здание драматического театра, первый за Уралом планетарий.

– На должность директора художественной школы пригласили молодого художника Владимира Манакова, выпускника Иркутского училища искусств. У него был опыт руководства изостудией Дворца культуры Запсиба, которую он полностью обустроил и даже приобрёл невиданные по тем временам учебные пособия – слепки из гипсо-формовочной мастерской Ленинградской Академии художеств. Подготовительный период к открытию ДХШ занял ноябрь-декабрь 1969 года, а первый звонок прозвучал 12 января 1970 года, – отмечает в своём исследовании искусствовед Татьяна Высоцкая. 

Как описывается, это было время невероятно азартного увлечения искусством, которое разделяли преподаватели и их ученики. Они задерживались после занятий, приходили в школу по выходным, ездили домой к Манакову пить чай, смотреть альбомы и говорить об искусстве. Они не пропускали ни одной выставки в музее, ходили всей школой на все культурные мероприятия.

Уже через год, в 1971 году Владимир Манаков вывез учащихся на пленэрную практику в Москву и Ленинград. Судя по их воспоминаниям, событие казалось невероятным. Гуляли по городам, ходили в музеи, смотрели на памятники архитектуры, рисовали и писали. Тогда впервые они объёмно увидели насколько огромен мир искусства. Вскоре школьные классы переехали в новое здание – на проспект Октябрьский, 21, где располагаются и по сей день. Возглавила школу в 1972 году искусствовед Валентина Дурнева, бывший сотрудник Музея изобразительного искусства. Успехи школы решили широко обнародовать и первую отчётную выставку в 1973 году провели в стенах музея. Школа росла, менялся её педагогический состав. В неё пришли выпускники ярославского, кемеровского, абрамцевского, иркутского училищ, семипалатинского, омского и новосибирского институтов. 

Желающих учиться в школе становилось всё больше. Расширялся штат преподавателей, которые развивали и закладывали традиции школы, совершенствовали образовательные программы и методики. Выставки и конкурсы работ «художки» проводились не только в собственном зале, но и в кинотеатрах «Сибирь» и «Октябрь», в музыкальной школе №6, библиотеке имени Н.В. Гоголя, планетарии и, конечно, в Новокузнецком музее изобразительного искусства. 

В те годы в школе работали молодые семейные пары: Александр и Елена Гавриловы, Сергей и Людмила Якунины, Александр и Алевтина Архиповские. В 1985 году в школу пришла Александра Янковская, выпускница Иркутского училища искусств. Все были молоды, дерзки, инициативны. Именно в этом и нуждалось творческое заведение. 

Так, по-настоящему азартно работала супружеская пара Гавриловых. Они придумали и ввели в практику «Праздник посвящения в художники»: расписывали картон на темы истории искусства и декорировали им стены, а на этом фоне торжественно и весело посвящали детей. Всё это делалось для создания живой творческой атмосферы, тёплых отношений, игры и праздника.

Работали с полной самоотдачей и Якунины, установив в классах атмосферу сотворчества. Оба отличались спокойной и доверительной манерой общения с учениками, были выдумщиками новых идей, возили учеников на свою дачу на пленэрную практику, устраивали спектакли.

За годы своей работы школа переживала разные времена. На фоне всеобщего кризиса 1990-х вновь, как в шестидесятые, поднялась волна интереса к изобразительному искусству. «У родителей возникло желание уберечь детей от жёсткой реальности и расширить их представления о мире через искусство», – отмечает Татьяна Высоцкая. В это время в школу в качестве преподавателей приходят её бывшие ученики, выпускники Кемеровского художественного училища. Директором становится Елена Токарева. По её воспоминаниям, в те годы приходилось проявлять чудеса изобретательности, чтобы обеспечить учебный процесс. Зато для творческих инициатив время было самым подходящим. Именно тогда педагоги «художки» стали активно ездить на семинары, осмысливать инновационный опыт коллег, вводить в свою практику приёмы новых технологий художественного образования.

К 2000-м годам основной состав педагогов, пришедших в школу в 1990-х, вступил в пору творческой зрелости: были разработаны современные программы и методики, создан богатейший натюрмортный фонд, мастерские и выставочный зал оборудованы по последним требованиям времени. Школа становится базой для городского методического объединения педагогов-художников. С 2012 года в её состав вошла Детская картинная галерея, которая не только представляет творчество учащихся ДШИ, но и создаёт платформу для взаимодействия ребят с профессиональной художественной средой. Здесь проводятся концептуальные выставки, где детские работы представлены вместе с работами взрослых художников в контексте определённой темы, проблемы.

В 2015 году в городе произошла реорганизация: Детскую художественную школу объединили с Детской школой искусств №1. Теперь это единая организация. Расширились площади, появились новые помещения, в школе занимается порядка 1500 человек. Художественное отделение с его 50-летней историей продолжает держать высокую планку качества образования и педагогического мастерства. И главная её ценность – коллектив, сообщество единомышленников, которые вложили в общее дело огромный труд. 

Фото из архива ДШИ №1 


Просмотров статьи: 523