«Живите дольше, ветераны!»
Накануне 75-летия Великой Победы в нашей редакции раздаются телефонные звонки с просьбой читателей напечатать либо информацию о своём, прошедшем Великую Отечественную войну родственнике, либо какие-нибудь литературные произведения, приуроченные к этому памятному событию. У ровесника юбилея – семидесятипятилетнего Александра Медведева – есть и воспоминания об отце-фронтовике, и стихи собственного сочинения, которые он посвящал тому самому, закалённому военным лихолетьем поколению.
– Поэтическое творчество сегодня для меня стало спасением. Да ещё общение с друзьями и бывшими коллегами по телефону, – признаётся Александр Николаевич, инвалид второй группы. У бывшего подземного электрослесаря множество различных заболеваний. «Работа в шахте сказалась!» – говорит, вздыхая. Передвигается по квартире бывший горняк с большим трудом, держась за стены и только с помощью бадожка. Спуститься на улицу с 4 этажа, где расположена его квартира, для пожилого человека в настоящее время немалая проблема. «Но делать это надо! На днях всё-таки пойду в поликлинику, чтобы проверить зрение: левый глаз что-то стал слепнуть», – отмечает. На свою ситуацию он не жалуется. Говорит, что помощники у него, кроме родственников, чья профессия, как детей, так и внуков, связана с Западно-Сибирским металлургическим комбинатом, есть. Это и почтальонка Света, и молодые соседи…
Зять с дочкой каждое лето отвозят его в домик, который он выстроил для себя на даче в Есауловке. А в другие времена года скрашивать серость будней помогает поэзия. Эта стихия захлестнула его 20 лет назад, когда он отдыхал в санатории с романтичным названием «Серебряные ключи». Природа там была настолько живописной, что сами собой стали рождаться стихотворные строки, посвящённые бьющим из-под земли с большим содержанием серебра, с лечебным эффектом ключам. И теперь эту «волну», рождающуюся в его душе, не остановить. Он даже стал призёром городского фестиваля художественной самодеятельности «Вдохновенной души отраженье» в номинации «Русское слово, русская душа». Диплом об этой, значимой для него победе стоит на видном месте, рядом с портретом его мамы, Валентины Григорьевны, заслуженной учительницы Чебулинской средней школы.
– Я сам родом из Чебулы. Но свою жизнь связал с новокузнецкими шахтами. У меня подземного стажа более двадцати лет. Последнее место работы – шахта «Есаульская», – рассказывает Александр Николаевич.
Переносить в их, как он выражается, «шахтовом подземелье» ему приходилось немалые нагрузки. Каждую смену, чтобы проследить чёткую работу электрооборудования, пешком приходилось «отмахивать» по 12-15 километров. «Есть у меня и второй день рождения. Это – 4 июля 1998 года. Когда взорвалась последняя в обходе высоковольтная подстанция. От того, что огонь вспыхнул на кабеле, питающем её. Нас, с моим напарником Евгением Щукиным, спасло лишь то, что рядом на конвейерных лентах не было угля и угольной пыли, они стояли пустые и сухие. Иначе был бы неимоверной силы взрыв. Угольная пыль, она же очень взрывоопасна! – вспоминает он тот случай. – Завидев пламя на горящей подстанции, мы лихо перемахнули через конвейер с лентами и бросились бежать наутёк. По пути предупреждая всех о возникшей опасности».
После ухода на пенсию Александр Медведев долгое время возглавлял гаражный кооператив, занимался дачей. Ездил в родной посёлок, где помогал старенькой матери заготавливать дрова на зиму. Не отказывался и от общественной работы в Совете ветеранов «Южкузбассугля».
– Забот было по горло! Скучать не приходилось! А сегодня лишь одно желание – достойно прожить день. И в этом мне помогают стихи, – говорит он. – Много думаю о своей родной Чебуле. В этом небольшом поселении ведь 7 Героев Советского Союза было! Вспоминаю и своего отца-фронтовика, которому посвятил немало стихов.
Отец Александра Медведева – Николай Титович Медведев – ушёл на войну в 1941 году. Но сначала в течение полугода была Новосибирская школа молодого бойца. После её окончания молодых солдат сразу же отправили на фронт под Старую Руссу. Служил он в разведке, куда охотно брали деревенских парней – жители сёл и деревень могли лучше других ориентироваться на местности, знали хорошо тайны леса и болот. После первого же взятого важного «языка» двадцатилетнего Николая из далёкой Сибири наградили медалью «За отвагу», а вскоре и медалью «За боевые заслуги». В мае 1942 года он попал под страшную бомбёжку и долгое время с тяжёлыми ранениями «мотался» по госпиталям. Был демобилизован, вернулся домой. И пошёл служить в милицию участковым. Дослужил до звания майора. Из жизни ушёл в восемьдесят лет. И за все эти годы после окончания войны говорить о фронтовых эпизодах не мог и не хотел. При воспоминаниях о тех годах на него каждый раз накатывали слёзы…
Взяв в руки большую общую тетрадь в клеточку, сплошь исписанную мелким почерком, Александр Николаевич читает стихотворение, посвящённое отцу, боевому разведчику Николаю Медведеву: «…Много стоит на земле обелисков, / Славой солдатской добытых в бою. / Золотом выбиты тысячи списков / Жизней отдавших за землю свою. / Нет его имени в памятных списках, / В роще зелёной могила его. / Я поклонюсь ему трепетно, низко / И вам расскажу про отца моего…».
Затем он произносит стихи, немного наивные, несколько неуклюжие, но написанные от всей души для всех ветеранов Великой Отечественной: «Живите дольше, ветераны! / Остановившие войну / Вы, как цветы в букете славы, / Собой закрывшие страну. / И вам, живущим ветеранам, / С большой любовью говорю: / «Как ордена носите раны, / Как знамя в боевом строю».
Лично мы, прочитав на своём веку немало четверостиший, принадлежавших к высокой поэзии, были растроганы этими искренними строками. И воспоминаниями этого в чём-то беспомощного, но не сдающегося судьбе юбиляра Победы.
Просмотров статьи: 717