Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Скульптура как воспоминание

// Автор: Анастасия ЗЯБЛИЦКАЯ

В Новокузнецком художественном музее открылась выставка работ Александра Брагина. Приурочена она к юбилею Александра Ивановича – 2 февраля художнику могло бы исполниться 90 лет. Полвека он творил в Новокузнецке, практически всё это время был единственным скульптором в городе. 

Экспозиция объединила скульптурные, графические произведения мастера, фотографии из музейного архива и фотоснимки его монументальных работ. И потому на открытии посетители назвали её «камерной и тёплой».

Когда-то Александр Брагин начинал свою творческую деятельность с работы бутафором в Прокопьевском театре музыкальной комедии. Создавал театральные декорации и скульптуры из папье-маше. Позднее мастерство ваяния он изучал в Одесском и Кишинёвском художественных училищах. Причём, училище в Молдавии он окончил с отличием. Затем поступает в Московский художественный институт имени Сурикова. Но по многим обстоятельствам вынужден был отказаться от продолжения образования. Молодой скульптор в 1960 году возвратился в родной Прокопьевск.

– У Александра Ивановича был друг – Иван Орлов-Шепель, бывший вояка. Вот через него я и познакомился с этим человеком, в то время уже зрелым в своём творчестве. Стали общаться. Он постоянно в то время приезжал в Новокузнецк, где работал в городских мастерских. Творил Александр Иванович серьёзно, вдумчиво, в стиле соцреализма. Над своими произведениями корпел подолгу. Я всегда удивлялся и учился у него этой работоспособности. Смотрел на него, как на старшего брата. Общаться с ним, как в творческом, так и в человеческом плане, было очень интересно! Я помню Александра Ивановича здоровым, красивым. Он всегда служил примером для нас, – вспоминает Виктор Самошкин, прокопьевский художник, земляк Александра Брагина.

– Александр Иванович был, прежде всего, творческим человеком, талантливым скульптором-станковистом. Даже отдыхать от творчества он не любил. Никогда не был в отпуске, считая, что в отпускные дни не отдохнёшь. Всё равно будешь думать об оставленной работе, незавершённых скульптурах. Любил работать. Даже больной он рвался в мастерские. Помню, всего лишь однажды у нас была совместная двухнедельная поездка в Москву и Ленинград. Да ещё дважды бывал на творческой даче в Переяславле-Залесском. Как монументалист, он больше работал для улиц, над памятниками. В свою бытность участвовал в 11 региональных выставках и всюду был отмечен наградами. Потому что как скульптор он был очень требовательным к себе. Его жизнь была слита воедино с творчеством, – отмечает Нина Владимировна, вдова скульптора. 

Ещё до открытия этой выставки многочисленные друзья и коллеги вспоминали о том, что Брагин, высокого роста и недюжинной силы, был человеком немногословным и застенчивым. Он даже поворачивался и ступал осторожно, чтобы не задеть кого-то, не заслонить собой других. Был ко всем доброжелательным, человеком внутренней культуры и глубокого уважения. Ему доверяли и шли за советом.

В 1964 году семья Брагиных переезжает в Новокузнецк, который стал судьбой скульптора и главной темой его творчества. Героями произведений Александра Ивановича становятся металлурги, шахтёры, строители, воины и революционеры. Он лепил в жанре портрета (на выставке представлены портреты сталеваров, художников, учёных). Также делал барельефы и стелы для площадей и улиц Новокузнецка, других городов. Монументальные работы Александра Брагина хорошо знакомы жителям и гостям нашего города: бюст геолога Михаила Антоновича Усова на проспекте Пионерском, памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому у литературно-мемориального музея, бюст Николая Спиридоновича Ермакова в одноимённом сквере, памятники погибшим во время Великой Отечественной войны горнякам шахт имени Орджоникидзе и имени Димитрова в Куйбышевском районе и другие. Кроме создания новых скульптурных памятников, он занимался обновлением уже существующих. Всего художником выполнено около сотни скульптурных портретов и мемориальных досок. 

– Все его монументальные произведения чёткие, лаконичные, в каждой скульптуре невероятный накал! К человеку он относился с пиететом, возвышенно. Его скульптурные персонажи – герои труда, науки. Мы создали каталог работ Александра Ивановича в электронном виде. Надеемся, что найдутся спонсоры, которые помогут его издать, – обратилась к посетителям выставки директор Новокузнецкого художественного музея Лариса Ларина.

Большой интерес зрители проявили и к графическим листам Александра Брагина. На них мягкими штрихами изображены женские образы – нежные, таинственные, с недосказанностью в каждом листе… И тут же – скульптурное изображение женской фигурки. 

Брагин занимался не только творчеством, но и вёл обширную общественную деятельность. Александр Суслов, председатель Новокузнецкого отделения Союза художников России, отметив, что выставка «наконец-то, в очередной раз собрала всех художников вместе», рассказал об Александре Ивановиче как о человеке обязательном и ответственном. В разные годы он возглавлял партийную организацию Художественного фонда, был председателем художественного совета в Новокузнецке, заместителем председателя правления Кемеровской организации Союза художников. Семь лет работал в составе градостроительного совета Новокузнецка. Александр Иванович сыграл огромную роль в развитии художественной среды нашего города. Доказал необходимость строительства мастерских для художников, создания Новокузнецкой организации Союза художников России. «Без его подготовительной работы мы ничего не смогли бы сделать. А так у нас появилось свое отделение Союза художников», – подчеркнул Александр Суслов. Творчество Александра Ивановича высоко ценили. По итогам городского конкурса «Человек года – 2001» он был признан лучшим в номинации «Искусство». В 2002 году скульптор становится лауреатом областной премии имени В.Д. Вучичевича-Сибирского за цикл портретной скульптуры выдающихся людей Кузбасса. В 2007 году ему присваивается звание Почётного гражданина города Новокузнецка. В 2013-м накануне Дня города в память о скульпторе была установлена мемориальная доска на доме №25 по улице Кирова. 

…В каждом портрете единственный по тем временам скульптор Новокузнецка глубоко и полно раскрывал образы современников, героев труда, ставших со временем историей. Как историей стали впоследствии и сами его произведения. Выставка, посвящённая памяти Александра Ивановича Брагина, продлится до начала марта.

Фото: Новокузнецкий художественный музей


Просмотров статьи: 624