Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Детские больницы объединились

// Автор: Елена СМОЛЬНИКОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Первого ноября завершился процесс юридического объединения городских детских больниц №3 и №4 в единую структуру под названием «Новокузнецкая городская детская клиническая больница №4 имени профессора Малаховского». Объединение произошло на базе четвёртой детской больницы, а новую структуру возглавил главврач этой же больницы Сергей Щепетков. Мы встретились с ним, чтобы узнать его видение ближайшей и более отдалённой перспективы новой структуры, расспросить, появится ли в итоге «единый знаменатель» качества и доступности медицинской помощи в подведомственных ему учреждениях, коих немало – два стационара, хоспис, девять поликлиник и 80 тысяч прикрёпленного к ним детского населения.

– Сергей Павлович, объединение больниц завершено, что дальше?

– Говорить, что после объединения сами собой исчезли все проблемы, нельзя. Сейчас мы только стоим на пороге разрешения финансовых, экономических проблем и рационального использования средств. Основная задача на ближайшую перспективу – стабилизировать работу и наладить комплексное взаимодействие всех подразделений как единого организма. Без этого приступать к каким-то радикальным переменам я не вижу смысла. Потому что можно столкнуться и с непониманием, и с разным видением той ли иной проблемы всеми участниками процесса. Но первые шаги уже сделаны – произошло сокращение аппарата. Зачем в одной структуре два главврача, два зама по экономике, два начмеда и так далее? Есть и другие задумки, каким образом обеспечить экономию средств, но в то же время и качество лечебного процесса не потерять. Мы создали центральный стерилизационный отдел – раньше в каждой поликлинике было по стерилизационному кабинету, что требовало большого штата, его постоянного обучения, поддержания технологии. Теперь всё это в одном месте стерилизуется и развозится по отделениям. А что-то можно и заменить одноразовыми инструментами.

Думаю, что целесообразно централизовать и процесс приготовления пищи – пока же в каждом подразделении работает свой пищеблок. Кроме того, в настоящее время мы переходим на единую систему оплаты труда, так как в одном учреждении две системы стимулирования быть не может. Люди, конечно, беспокоятся – не снизится ли заработная плата, не изменятся ли условия труда, какими будут объёмы работ. Совершенно житейские вопросы. Но я думаю, будет найден оптимальный вариант.

– Что за «медицинское хозяйство» Вам досталось, чтобы читателям было понятно, с какими подразделениями Вы теперь имеете дело?

– 3-я и 4-я детские больницы имели свои преимущества и свои недостатки как отдельные юридические лица. По каким-то параметрам больницы очень сильно друг от друга отличались. Так, главное структурное подразделение третьей больницы – это поликлиники с большим количеством прикреплённого детского населения: 64 тысячи детей обслуживает 7 поликлиник – от Абашева до Запсиба и Новоильинки. Во всех поликлиниках существенный дефицит специалистов, а Новоильинская ещё и переполнена, специалистов не хватает. Назрела необходимость строительства ещё одной детской поликлиники в Новоильинском районе.

Дефицит специалистов 3-й больницы мы попробуем хотя бы частично укомплектовать специализированными службами, которые развиты в 4-й больнице.

В составе бывшей третьей детской больницы также корпус в Заводском районе, где находятся неврологическое, педиатрическое и реабилитационное отделения, инфекционное отделение на улице Петракова в Кузнецком районе и хоспис в Орджоникидзевском районе (Абашево). Основу же 4-ой детской больницы составляет многопрофильный стационар со специализированной помощью, как для новорожденных, так и для детей до 18 лет. От выхаживания глубоко недоношенных детей до онкологии, детской хирургии, пульмонологии.

К сожалению, Куйбышевский район «стареет», количество детей всё время уменьшается. Сегодня 16 тысяч детского населения обслуживает 3 поликлиники. Это нерационально, поликлиники получаются очень небольшие. Но мы их поддерживаем пока более-менее прилично за счёт тех доходов, которые получаем от стационара. Что будет дальше – время покажет. Сейчас мы проводим анализ и паспортизацию всех амбулаторно-поликлинических отделений. В паспорта вносится информация не только о том, какого года постройки здание, в каком состоянии его конструктив и внутренние помещения, но и кадровая ситуация в них будет отражена подробно.

– Какие-то подразделения будете «оптимизировать»?

– На мой взгляд, многие подразделения требуют, прежде всего, развития, а не бездумного закрытия ради эфемерной экономии. Безусловно, наиболее важные направления необходимо развивать.

Например, хосписную службу на базе 3-й детской больницы, которая испытывает острейший дефицит кадров. По программе развития хосписной помощи для паллиативных больных, которые нуждаются в искусственном дыхании, больница получила специальные аппараты для домашней вентиляции лёгких. И сейчас мы с помощью наших реаниматологов приступили к реализации этой задачи. Чтобы больной ребёнок, пусть очень тяжёлый и даже безнадёжный, мог находиться в кругу семьи. Один ребёнок уже дома благодаря компактным аппаратам ИВЛ, ещё четверо готовятся к перемещению домой.

Ещё одно важное направление – в городе существует дефицит инфекционных коек, детских в том числе. Их состояние не внушает оптимизма. Восьмая инфекционная больница находится в таком состоянии, что ещё, наверное, заново построить будет дешевле, чем отремонтировать. Есть инфекционные койки по детским больницам и, в том числе, в 3-й и 4-й. Проблема инфекционного отделения №2 на Петракова (3-я больница) в том, что оно находится в отрыве от других служб. Когда ребёнок поступает туда с инфекционным или каким-то острым заболеванием, ему может потребоваться и хирург, и невролог, и даже в некоторых случаях реаниматолог, что трудно организовать на ул. Петракова. С этой проблемой справиться будет сложно. По-видимому, окончательно она может быть решена благодаря строительству новой инфекционной больницы, либо путём увеличения коек при многопрофильных больницах. Пока же будем стараться работать в тесном взаимодействии и с взаимной поддержкой отделений. У нас есть выездные бригады – три оснащённых реанимобиля дежурят круглосуточно. Так что, если потребуется какая-то помощь или доставка консультирующего врача, мы будем обеспечивать таких пациентов узкими специалистами на местах.

И ещё одно направление для 3-й больницы – на Запсибе есть большой корпус, там 110 коек на три отделения – неврологическое, педиатрическое и реабилитационное. Принято решение сосредоточиться здесь преимущественно на реабилитации. С 1 ноября отделение реабилитации увеличено до 80 коек. Большой пласт пациентов уже с самого раннего возраста требует применения восстановительных технологий. Богатый опыт, накопленный в 3-й больнице, будет весьма полезен.

– Это Вы рассказали про планируемые изменения в бывшей 3-й детской больнице, а что же 4-я?

- По 4-й детской больнице мы уже в этом году будем развивать детскую онко-гематологическую помощь. В этом заинтересованы и мы, и область. Потому что все дети, которые нуждаются в химиотерапии в связи с опухолями крови (так называемыми гемобластозами), концентрируются со всей области у нас, и мы их обеспечиваем химиотерапией. Мы этим и раньше занимались, просто некоторые направления испытывали очень серьёзные трудности, в том числе, лабораторная диагностика опухолей (точная верификация опухоли) для того, чтобы выбрать оптимальную схему лечения. С этой целью нам также жизненно необходим аппарат магнитно-резонансной томографии – пока мы пользуемся услугами коммерческой клиники, имеющей такое оборудование. Требует развития отделение переливания крови, потому что большая часть техники, которой оснащено это отделение, на сегодняшний день уже морально и физически устарела. Сейчас мы осваиваем новые методы заготовки и хранения препаратов крови.

На базе 4-й больницы создано отделение экстренной помощи. Формальное существование подобных отделений на базе обособленных подразделений на Запсибе и на Петракова не было наполнено ни кадрами, ни дополнительными консультантами. И развивать эти отделения там нецелесообразно. Мы будем делать это централизованно в одном месте. Что это за отделение в профессиональном понимании? Не дожидаясь прибытия скорой помощи, родители с пациентом могут круглосуточно обратиться в больницу. (Если, конечно, это не кровотечение и не угрожающее жизни состояние – тогда надо вызывать скорую). Такие пациенты могут получить помощь не только врача-педиатра, но и инфекциониста, и пульмонолога, и гематолога и хирурга, и реаниматолога, если потребуется. Ребёнку будут доступны круглосуточно те исследования, которыми располагает стационар. У нас есть масса примеров, причём ежедневно, когда мы своевременно обнаруживаем патологию, требующую привлечения специалистов. У нас круглосуточно дежурят 14 врачей разных специальностей – даже просто посоветоваться есть с кем. Мы давно накопили определённый опыт. Его и тиражировать-то не надо. Информационный вакуум мы преодолели ещё на этапе организации этой помощи. Население уже привыкло, и не только наше. Очень часто обращаются жители близлежащих городов и посёлков. Знают, что есть такое отделение, где их ждут круглосуточно при самообращении. И сейчас, в настоящее время, это отделение требует развития. Двух педиатров, которые дежурят по неотложной помощи, нам уже не хватает.

В общем, в 4-й детской больнице планируется сделать упор на тяжёлых пациентах, в 3-й будут сосредоточены главным образом амбулатория, поликлиники, те патологии, которые не требуют привлечения реанимации, хирургии.

- Получается, детская больница №4 будет как бы «базовой», а №3 – как бы «на подхвате»? Нет опасения, что она начнёт деградировать?

- Хоспису, наоборот, будет уделяться повышенное внимание. У инфекционного отделения №2 на Петракова есть проблемы, как мы выяснили ранее. Мы не можем там содержать какое-то существенное количество узких специалистов. Но оно свою функцию выполняет и будет выполнять ещё довольно долго, пока эта проблема не будет решена кардинальным образом в городе. И наша задача – сделать так, чтобы работа этого отделения была стабильной, бесперебойной.

На Запсибе немного сложнее ситуация обстоит – там даже конструкция здания не позволяет туда более тяжёлых пациентов размещать, развивать какие-то дополнительные варианты оказания помощи – в пятиэтажном здании нет даже лифта! Но о его закрытии речи не идёт. Сейчас запсибовский корпус имеет свою востребованную нишу – реабилитация неврологических пациентов, она и будет развиваться. Поэтому нет оснований беспокоиться, что в 3-й больнице ситуация будет ухудшаться. Тревога, конечно, возникают у сотрудников и пациентов. Мы стараемся объяснять, разговаривать с людьми. Пациенту важно, чтобы помощь оказывалась или на привычном уровне или на лучшем, но никак не на худшем. Мы делаем, что можем для того, чтобы всё функционировало и ничего не ухудшилось. Люди и раньше при серьёзных заболеваниях сами ехали в 4-ю, если возникало подозрение на онкологию, хирургическую патологию. И сейчас точно так же. Здесь мощный многопрофильный стационар, способный «переварить» серьёзный поток пациентов без ухудшения качества медицинской помощи. Мы оказываем помощь не только новокузнечанам, но и жителям всего юга Кузбасса – от Белова и до Таштагола и Междуреченска. Как будет расти город в сторону Ильинки – пока сложно предположить, но пока необходимости для развития там детской стационарной помощи нет. Нужно сделать при поликлинике отделение неотложной помощи с круглосуточной работой и хорошей транспортной поддержкой, чтобы была возможность при необходимости оперативно доставить пациента в многопрофильный стационар. Это перспектива, идея пока прорабатывается. Но основная проблема – это кадры. Выпуск молодых специалистов не покрывает утечку кадров. Врачи уезжают, выходят на пенсию, устраиваются в частные медцентры.

– Как планируете справляться с кадровой проблемой?

– Во-первых, мы заключили договоры с учебными заведениями на подготовку специалистов. У нас надежда на студентов – мы берём на себя обязательства по их учёбе, они по окончании института придут к нам на работу. Таких студентов у нас сейчас 8 человек. Ещё пять будущих специалистов, с которым заключены договоры, обучаются в ординатуре. Есть предварительная договорённость с руководством города о предоставлении жилья социального найма для специалиста, переехавшего к нам из другого региона. Этих мер, конечно, по большому счёту, недостаточно, но будем последовательно пытаться решать кадровый вопрос.

– Техническое перевооружение есть в планах?

– По федеральной программе модернизации детских поликлиник мы уже получаем технику. В прошлом году очень серьёзно в обеих больницах обновили ультразвуковое оборудование и оборудование для кабинетов офтальмологов. Уже в этом году обновили в плане техники кабинеты всех отоларингологов. Сейчас по программе «Онкология» решается вопрос о приобретении дыхательной аппаратуры для реанимационной службы. На следующий год мы тоже планируем кое-какие приобретения в основном за счёт федеральных и областных средств. Собственные средства пока не определены бюджетом. Если получится у нас приобрести аппарат МРТ – то это, действительно, будет серьёзное развитие лучевой диагностики. Департамент здравоохранения находится в поиске механизма финансирования этого проекта.

Перспективное направление – информатизация, цифровизация всех процессов. Доведение до совершенства информации обо всех пациентах. Чтобы, в какое бы отделение ни поступил пациент, врач получил о нём полную информацию – чем болел, как и где лечился. Но создание единого информационного пространства потребует определённого времени.

– Логистику потоков пациентов в связи с объединением будете менять?

– Пока логистику мы существенно не меняем. Не надо торопиться с такими вещами. Есть сложившаяся маршрутизация отработанная, в ней только нужно на данном этапе заменить некоторые названия. Мы пока поработаем, посмотрим, и не торопясь. Чтобы не наломать дров, постепенно будем менять логистику. Так, чтобы пациенты почувствовали улучшение.


Для справки

Сергей Павлович Щепетков уже более 20 лет работает главврачом в детской клинической больнице №4, которая за эти годы стала ведущим детским учреждением Кузбасса. За это время он смог применить современные подходы к управлению больницей, которые обеспечили высокое качество медицинской помощи детям. Под его началом отделение детской онкогематологии (рака крови) вошло в число семи лучших клиник России. С.П. Щепетков награждён орденом «Доблесть Кузбасса».


Просмотров статьи: 1001