Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Не гаснет огонь в душе!»

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Открытию такой выставки в Новокузнецке без преувеличения могут позавидовать другие города сибирского региона. Из собрания Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Новокузнецкий художественный музей прибыли редкие произведения русского и европейского искусства конца ХV – начала ХХ века.

На выставке «Огонь и вода. Образы стихий в христианском искусстве. Памятники ХV – начала ХХ века», открытой в рамках всероссийского проекта «Культура», представлены иконы, образцы графики, монументальной живописи и декоративно-прикладного творчества – около 70 произведений. Сопровождает и курирует экспозицию Оксана Смирнова, главный хранитель музея им. Андрея Рублёва, в прошлом новокузнечанка. Благодаря, в том числе, её стараниям, жители Кузбасса вновь получили возможность познакомиться со столь редкой красотой (выставка «гостила» у нас ранее в 2013 году).

Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва непосредственно связан со Спасо-Андрониковым монастырём, основанным в 1357 году. Это – древнейший из существующих храмов Москвы. В числе братии монастыря состоял знаменитый иконописец Андрей Рублёв. Именно им были расписаны стены храма (росписи погибли в ХVIII веке). После 1917 года монахи были изгнаны из обители. А в его стенах расположились разные светские учреждения. Однако, в 1947 году, в год празднования 800-летия Москвы, распоряжением правительства на территории монастыря был образован музей древнерусского искусства имени мастера-иконописца. В 1959-1960 годах храм был отреставрирован, и в нём в 1960 году для посетителей была открыта первая экспозиция с десятками очищенных от более поздних «записей» и от грязи икон. По словам Оксаны Смирновой, сняты древнерусские иконы и росписи были со стен разрушенных храмов. Находили их в глухих российских деревнях в довольно неприглядном виде. Уникальные предметы древней иконографии заменяли хозяевам изб столешницы, на которых обедали и ужинали, и даже двери. На некоторых были прикручены дверные ручки. Иконы реставрировали, восстанавливали, приводили в божий вид. В 1989 году Спасский храм вновь был освящён, и в нём начались богослужения.

Ныне коллекция музея им. А. Рублёва представлена иконописными произведениями ХII-ХIХ веков, фрагментами и копиями росписей, древним лицевым шитьём, деревянной скульптурой, мелкой пластикой, эмалями, изделиями из драгоценных металлов, рукописными и старопечатными книгами ХV – ХIХ веков. Золотой фонд музея – произведения мастеров круга Андрея Рублёва и Дионисия. И, в частности, иконы, написанные по заказу царя Ивана Грозного, а также подписные работы изографов Оружейной палаты.

Часть музейных экспонатов в виде выставок объехала многие европейские и российские города, побывала даже в боевых условиях. В 2013 году экспозиция древнерусских икон из фонда музея демонстрировалась в Киеве, во время начала очередного майдана. В связи с непредвиденными обстоятельствами её пришлось срочно «сворачивать» и эвакуировать. «Мы успели выехать и вывезти наши древнерусские сокровища вовремя. На следующий день авиарейсы в Россию из аэропорта «Борисполь» были закрыты», – вспоминает Оксана Смирнова.

Экспозиция, посвящённая образам огня и воды в христианском искусстве, это – широкий ряд разнообразных древнерусских икон. В своём роде памятников искусства, объединённых символическими, аллегорическими, метафорическими изображениями. Они дают возможность проследить разные смысловые истолкования двух стихий в христианской иконографии. Так, в Ветхом завете вода – это стихия, из которой по замыслу Создателя появились первые живые существа. Она же выступает и как орудие Божьего гнева в истории Всемирного Потопа. Основные библейские события, в которых вода играла важную роль, проиллюстрированы на выставке гравюрами из Лицевой Библии Мартина Энгельбрехта конца ХVII века, также из собрания музея. Их сюжетами активно пользовались русские мастера иконописи и храмовых росписей в ХVIII столетии. Вода – это ещё и символ духовного очищения, связанный с Крещением Господним – одним из важнейших событий, о котором повествуют все евангелисты. И потому на представленных иконах немало изображено источников, которые ассоциируются с идеей духовного спасения и обретения благодати.

То же самое и со стихией огня. По словам Оксаны Смирновой, огонь в иконографии – один из основных элементов христианского храма, его сакральный символ. От пламени свечи, которую возжигает верующий, – до одного из главных христианских чудес – ежегодного сошествия Благодатного огня. В Священном писании насчитывается более 400 эпизодов, в которых в том или ином контексте упоминается огонь. В ряде сказаний об иконах Богоматери рассказывается о чуде спасения икон при пожаре в храмах.

– Выставка уникальная. Подобных древних икон, датируемых XV веком, в Сибири нет. Прошло шесть лет с тех пор, как в наших залах прошла первая экспозиция произведений из музея Андрея Рублёва. Тогда на открытие той, первой выставки, пришло огромное количество народа. Сегодня посетителей не меньше. И среди пришедших я вновь вижу знакомые лица. За эти годы наши связи с музеем имени Андрея Рублёва только укрепились. И теперь новокузнечанам и гостям города вновь предоставлена возможность прикоснуться душой и сердцем к великим полотнам. Почувствовать ту энергетику, которую они в себе несут. Совместно с музеем Андрея Рублёва нами принято решение открыть подобную выставку и в дни празднования 300-летия Кузбасса, – отметила Лариса Ларина, директор Новокузнецкого художественного музея.

«Представленные памятники иконографии дают возможность не только насладиться поистине красочными и редкими произведениями иконописи, но и задуматься о глубоких смыслах духовного и нравственного характера. Выставка несёт радость для нашего внутреннего мира. Главное, чтобы этот духовный огонь, пробуждаемый древними иконами, не гас в наших душах», – подчеркнул священник Новокузнецкой епархии, отец Александр (Хорошилов).


Просмотров статьи: 20