Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Настоящий солдат!

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

На этой неделе поздравления со своим столетием принимал Иван Иванович Лаптев, ветеран Великой Отечественной войны, ветеран Управления МВД по городу Новокузнецку.

Прожить целый век – не поле перейти. Казалось бы, в таком возрасте должна и память подводить, и старческая беспомощность одолевать. Но Иван Иванович до сих пор отчётливо помнит эпизоды своей военной и милицейской службы.

Уроженец села Охотникова Омской области, он не знает своих родителей, поскольку всё его детство и часть отрочества прошли в детском доме. В 14 лет он бежал из него. Приютила парня одна из военных частей. Пожалели рослого, выглядевшего не по годам детдомовца, который не хотел возвращаться к прежней жизни, а желал служить в армии, и решили оставить в воинских рядах. «Но только помощником повара! Иди, помогай солдатскую кашу варить!», – поставили перед Иваном Лаптевым условие. Подросток охотно согласился.

В 1940-м, за год до начала Великой Отечественной войны, он принял воинскую присягу. Однажды, дело было уже в конце войны, его вместе с другими 7-ю такими же солдатами, как и он, посадили в полуторку, накрытую брезентом, и повезли на железнодорожный вокзал. Там стоял готовый к отправке товарный состав. На одном из вагонов крупными буквами было написано: «Кони», а внутри – настил из сена. «Ну вот, ребятушки, вылазьте! Теперь этот эшелон – ваш экипаж. Куда повезут – туда и поедете», – сказали им. Около двух недель они тряслись в товарняке, пока не приехали на Дальний Восток, в Хабаровск. Здесь их пересадили в другую бортовую машину и отправили в глухую тайгу, село под названием Князе-Волконское. Здесь им предстояло в течение полугода проходить подготовку на диверсантов для заброски в тыл врага. «Три месяца мы, молодые радисты, учили азбуку Морзе, проходили и другие занятия по науке быть диверсантом. Через 6 месяцев учёбы и тщательной подготовки нас должны уже были отправить на запад. Но шёл 1945 год, и наш учебный полк неожиданно получил другой приказ – учить японскую азбуку и азбуку Морзе уже в другом, соответствующем изложении», – рассказывает Иван Иванович.

После чего 2-й отдельный радиополк отряда особого назначения, в котором служил сибиряк Иван Лаптев, перебрасывают через японскую границу. Поближе к японским дотам, где солдаты, насколько было известно советским особистам, словно самураи, добровольно идущие на смерть, сидели прикованными огромными цепями к орудиям. «Это чтобы они в случае наступления наших войск не сбежали», – поясняет Иван Иванович. Всё, что исходило в эфир из дотов, все команды и донесения, пеленговали и расшифровали. Ездили радисты-диверсанты по три-четыре человека, поскольку сменяли друг друга на круглосуточном посту. Японцы, не зная, что их прослушивают, выходили в эфир с присущей им точностью, в одно и то же определённое время, чем очень облегчали задачу советских солдат.

В боевых действиях с японскими милитаристами на Дальнем Востоке Иван Лаптев принимал участие с августа по сентябрь 1945 года. После окончания войны их полк отправили в Уссурийск, где его и расквартировали. Но прежде решили познакомить бравых солдат с девушками – служащими, дознавательницами и шифровщицами. «Заходим в одну из комнат штаба, а там двадцать девчат сидят. Да все такие молодые. Одну я сразу приметил»,– вспоминает ветеран.

Некоторое время спустя Иван Лаптев встретил запомнившуюся ему девушку на улице.

– Смотрю, а она мне навстречу идёт. Вот ведь есть же что-то такое в природе, о чём можно сказать: «Встретил свою судьбу». Меня при взгляде на неё, словно ударом молнии прошило. И всё! Я тут же назначил ей свидание, пригласив на новое кино. И она согласилась, – улыбается Иван Иванович.

Вскоре Иван Иванович и Алевтина Максимовна поженились. Там же, в Уссурийске, родился их единственный сын Юрий. И молодая семья, некоторое время спустя, переехала на родину Ивана Лаптева в Сибирь. Осесть решили в Сталинске (Новокузнецке). Здесь Иван Иванович в системе МВД отработал инспектором-милиционером в гарнизоне тридцать лет. В 1978 году ушёл на заслуженный отдых. Сегодня здесь числятся всего лишь три ветерана Великой Отечественной. И Иван Иванович из них самый старший. К слову, он остался одним «столетником-ветераном» и во всём Кузнецком районе.

Секрет долголетия у Ивана Ивановича прост: «Не пить, не курить, жить в согласии и взаимопонимании со своей второй половинкой. А ещё любить землю и обустраивать её. Пусть даже и на дачном участке».

Свою дачу на Пятой ферме, с фруктовыми деревьями и множеством грядок, ветеран очень любил и всё своё свободное время пропадал на ней. Ведь он из того самого поколения, которое лишь в работе и трудах праведных находит отдушину. По словам сына Юрия, отец лишь недавно перестал ездить в сад-огород. «Но зато дома он по-прежнему самостоятелен. Сам себе варит, всё сам делает. Мы с детьми только продукты приносим. Отец порой даже во двор со своего четвёртого этажа спускается. Хотя любимое место отдыха его сегодня – балкон, откуда он смотрит на то, как течёт жизнь родного двора. Ему до сих пор интересны события, происходящие в стране: он постоянно читает газеты и, следя за новостями, смотрит телевизор», – уточняет Юрий Иванович.

Поздравить столетнего юбиляра пришли сотрудники администрации города и района, депутатского корпуса, Управления МВД по г. Новокузнецку. Ветерану зачитали поздравления от Президента России, Губернатора Кузбасса, Главы города и вручили ему подарки.

В завершение встречи ветеран надел свой увешанный боевыми орденами и трудовыми медалями мундир и поучаствовал вместе с гостями в небольшой фотосессии на память. «Ой, ребята, я, конечно, растроган таким вниманием. Но, видимо, много дел я в своей жизни натворил, если удостоился такой чести», – приговаривал на прощание настоящий русский солдат Иван Лаптев.


Просмотров статьи: 674