Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Профессиональное образование в Новокузнецке: взгляд в будущее

// Автор: Александр ШПРИНГЕР

Мы уже рассказывали об интересном и довольно масштабном проекте «Найди своё место на карте будущего» автономной некоммерческой организации «Информационно-аналитический центр», осуществлённом на средства гранта Президента РФ из Фонда президентских грантов. В проекте, длившемся полгода, приняло участие более 500 человек: школьники, студенты средних специальных и высших учебных заведений, представители государственных и муниципальных учреждений, бизнеса и общественности.

В предыдущих публикациях мы поговорили о том, как реализовывался проект, какие проблемы он выявил в системе профессионального образования в Новокузнецке. В этом материале обратим своё внимание на итоги проекта и обозначенные им перспективы, ведь его главной целью как раз и была разработка сценариев будущей системы подготовки кадров в городе.

Всего по результатам проекта было представлено два таких сценария – молодёжный и экспертный. Первый составлен на основе мнений учащихся и студентов образовательных школ, колледжей, техникумов, вузов Новокузнецка, высказанных в ходе написания эссе и анкетирования. Второй отразил мнение специалистов, представителей организаций и предприятий различных форм деятельности и собственности, представленное в интервью, частных беседах и в результате обсуждения вопросов на проектно-аналитической сессии «Будущая профессиональная среда г. Новокузнецка».

Естественно, оба сценария отталкиваются от выявленных в ходе исследования проблем с профессиональным образованием в нашем городе. Ведь если бы все было хорошо, то и предлагать было бы нечего. И не уезжали бы тогда выпускники в другие регионы за получением образования более качественного, чем может дать родной город, или такого, которого он не может дать вовсе.

Базовым постулатом обоих сценариев является наращивание возможности для профессионального образования внутри города. 56,1% опрошенных считает, что в Новокузнецке недостаточно образовательных учреждений для получения профессии. Поэтому в «молодёжном сценарии» очень много надежд на наращивание числа вузов в городе, в том числе появление медицинского вуза, сельскохозяйственного института, академии культуры. В число устойчивых желаний молодёжи входит и появление в южной столице Кузбасса своего студенческого городка с рекреационной зоной, соединенного с аэропортом и гостиничным комплексом. «Молодёжный сценарий» также предполагает, что в городе будут созданы центры: архитектурный, экологический, технологический, научный, историческая школа. Молодёжь надеется на преобладание в будущем всё же бесплатного образования, при этом значительно вырастет роль дистанционной формы обучения, повысится значимость знаний физики, химии, биологии, астрономии, экологии, IT-технологий, информационной безопасности, математики. Должен возрасти, согласно этому сценарию, и уровень преподавания иностранных языков, изучение которых будет начинаться ещё с дошкольного возраста.

Интересен взгляд молодёжи на саму перспективу среднего и высшего образования. Предполагается, что в будущем «исчезнут» вечерние школы, колледжи, профтехучилища и техникумы. Начальные профессиональные навыки по разным профессиям будут приобретаться в «школьном режиме». При этом предприятия потребуют более квалифицированных специалистов, поэтому высшее образование станет обязательным, бесплатным, преимущественно с использованием дистанционной формы обучения. Преобладать будет целевое обучение с гарантией трудоустройства выпускников. Произойдёт увеличение количества вузов и направлений подготовки. Независимо от места нахождения вуза, учащиеся получат одинаковые квалификационные навыки, так как «учебные планы одного направления подготовки согласованы в пределах всей страны» и «создана мощная материально-техническая база подготовки специалистов».

Кому-то этот «молодежный сценарий» покажется наивным, и, скорее всего, так оно и есть – трудно себе представить условия, при которых он может быть реализован в ближайшие лет двадцать, учитывая происходящие сейчас в сфере образования процессы. Однако полученные в ходе исследования результаты – это хороший повод задуматься о том, чего новокузнецкой молодёжи не хватает, чтобы быть более уверенной в своём профессиональном будущем.

Полученный по итогам проекта «экспертный сценарий» – гораздо более прагматичный, основывающийся на трезвом анализе существующей профессиональной среды Новокузнецка, её перспектив на ближайшие два-три десятка лет и учитывающий соотношение интересов всех сторон: работодателей и работников, учебных заведений и обучающихся, их родителей, а также территории (города, местного сообщества).

Эксперты хотят видеть в Новокузнецке единый «Городской центр профессиональной подготовки», в котором будут установлены стационарные и передвижные прототипы технологических линий, производств, а также разнообразные учебные мастерские с современным оборудованием. Здесь должны проводиться мастер-классы специалистов разных направлений деятельности, практическое обучение профессиям школьников города (возможно, в режиме очередности школ). На основе данных постоянного мониторинга рынка труда, оценки перспектив развития города с опережением будет вестись подготовка востребованных специалистов. Преобразования в сфере профессионального образования происходят при главенствующей роли бизнеса, а также с помощью созданных социальных партнёрств – «работодатели-образовательные учреждения». Одним из новых направлений подготовки специалистов станет «профориентолог», что серьёзно сможет помочь будущим выпускникам в выборе профессии. Здесь, как мы видим, также присутствует несколько утопический, по крайней мере для нынешних реалий, взгляд на будущее. Трудно себе представить то, как все заинтересованные стороны (бизнес, учебные заведения и городские власти) смогут договориться о чём-то едином. Однако потребность в этом, безусловно, есть, и, возможно, в отдаленном будущем такой современный центр профподготовки в Новокузнецке всё же появится.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что проект «Найди свое место на карте будущего», несомненно, был нужен для Новокузнецка. Он перевёл в разряд статистики и цифр то, о чём довольно много говорилось в последнее время, обозначил ключевые проблемы в профессиональном образовании в городе и наметил если не конкретные пути решения этих проблем, то хотя бы их вектор. У организаторов проекта, кстати, есть планы на дальнейшее его развитие: продолжить мониторинг той аудитории, которая работала с анкетами и тестами, проследить динамику нынешних сценариев, выйти за пределы Новокузнецка и охватить в целом юг Кузбасса. Очень хотелось бы, чтобы эти планы были действительно реализованы, а сам проект послужил бы импульсом к улучшению ситуации с профессиональным образованием в Новокузнецке.


Просмотров статьи: 857