Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Карты, по которым живёт страна

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Завтра, 15 марта, государственная картографо-геодезическая служба страны будет отмечать своё столетие. В этот день в 1919 году вступил в силу Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о создании Высшего геодезического управления.

Значение этой службы велико. От неё зависит слаженная работа многих отраслей экономики. В первую очередь – связанных с изучением и рациональным использованием природных ресурсов. Без неё не обходятся охрана окружающей среды, строительство и управление земельными ресурсами. Служба помогает предотвращать и ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций, обеспечивать обороноспособность и безопасность страны.

О роли картографо-геодезической службы в современном мире, а также в жизнедеятельности нашего города рассказывает Юрий Куликов, заместитель главного инженера ООО «Сибгеотоп».

– Юрий Владимирович, как вы оказались в геодезии?

– Так уж судьба распорядилась. Я родился в деревне, где было всего лишь сорок дворов. И знать не знал, что таковая служба существует. Просто – дело случая, связанное с романтикой и туризмом. Полевики ведь! Те же туристы. Только с ярко выраженной деловой целью и трудовым предназначением.

– Каково значение геодезической службы в истории Новокузнецка?

– Наш город в этом смысле уникален, и не только для Сибири. Строительство Кузнецкого металлургического комбината в самом начале прошлого века повлекло за собой строительство железнодорожных путей от станции Юрга, расположенной на легендарном Транссибе, до площадки Кузнецкстроя. Вместе с железной дорогой в город пришла так называемая «система высот», то есть расчёт различных поверхностей геодезистами по высоте от уровня моря, которая распространилась к концу 30-х годов на весь Кузнецкий угольный бассейн. До нашего времени такие расчёты дошли под названием «система Геолкома». До сих пор система сохранилась в геодезии Кемерова и почти на всех крупных промышленных площадках нашего города: на Новокузнецком металлургическом комбинате, «Кузнецких ферросплавах», Новокузнецком алюминиевом заводе, Кузнецкой ТЭЦ. Даже сравнительно молодой Западно-Сибирский металлургический комбинат унаследовал эту систему. Хотя уже в 1942 году в СССР была внедрена в жизнь новая система расчётов – Балтийская система высот (то есть рассчитывать высотные поверхности стали от уровня Балтийского моря). Объединившись с Тихоокеанской системой, она «накрыла» всю нашу огромную страну. С 1946 года такая вот объединённая система в геодезии прижилась и в нашем городе.

Но геодезисты на этом не успокоились. И в 70-е годы в Новокузнецке стала вновь проводиться перепроверка расчётов на основных геодезических объектах. К этому времени через Новокузнецк с помощью землепроходцев пролегла ещё одна железная дорога – от станции Артышта до станции Полосухино. А затем до Междуреченска и Абакана с выходом на Транссибирскую магистраль.

– Как сказалась уникальность нашего города, о которой вы упомянули, на развитии картографии и геодезии страны?

– С началом строительства Кузнецкого металлургического комбината в город начали переезжать проектные организации различной направленности. Они стали подтягивать за собой и силы своих изыскательских подразделений, которые быстро превращались в постоянно действующие группы, партии, отряды. В 60-е годы в городе уже работали изыскатели при проектных институтах Госстроя СССР и других ведомств. Таких как «Сибирский Промстройпроект», Сибирское отделение «Союзводоканалпроекта», «Промтранспроект», «Тяжпромэлектропроект», «Сантехпроект», «Гипроруда» и «Гипромез». Отделы изысканий были открыты в «Кузбассгражданпроекте», отделении «УралНИИстромпроекта»… Затем по всей стране было решено создать региональные тресты инженерных изысканий. И в Новокузнецке вслед за этим решением появилось отделение Кузбасского треста с центральным производством в Кемерове. Это позволило сократить затраты на изыскательские работы, повысить их качество, ответственность работников. Однако темпы роста города и промышленности были настолько велики, что проектировщики ещё долго не расставались с «домашними бродягами», как в шутку называли тогда новокузнецких геодезистов. К слову, наш город был уникален ещё и тем, что за период с 1922 по 1972 год, по данным Госстата, рост Сталинска-Новокузнецка достигал самых высоких темпов в СССР. На этом фоне в конце 1970-х гг. исполком Горсовета выделяет средства на выполнение площадной съёмки в масштабе 1:500 всего города. Выполнена она была силами экспедиции аэрогеодезического предприятия №8. Работа её сотрудниками проведена поистине грандиозная.

– Юрий Владимирович, какие ещё события тех лет, касающиеся геодезии, стали, на ваш взгляд, историческим достижением?

– В это время произошло ещё одно важное событие. Состоялась городская конференция работников изыскательских организаций, результатом которой стала выработка обращения к центральным органам власти о необходимости предоставления льгот для работников нашей сферы. Обращение было принято и поддержано. Таким образом, изыскатели получили право выхода на заслуженный отдых раньше на пять лет положенного пенсионного возраста при полевом стаже в 12,5 лет – для мужчин и 10 лет – для женщин. И многие этим правом успели воспользоваться. Как говорится, люди – стране, страна – людям.

– Каким образом геодезия, в том числе и Новокузнецка, связана с военным делом?

– Напомню: студенты астрономо-геодезических специальностей университетов и институтов геодезии, аэрофотосъёмки и картографии по окончании вузов становились лейтенантами военно-топографической службы Вооружённых сил в запасе. Кроме того, одиннадцать топографических техникумов в СССР выпускали младших лейтенантов той же службы. Только вдумайтесь в эти цифры! В 70-80-е годы военные сборы, проходившие в нашем городе, собирали по 100-120 офицеров запаса. Их обучали навыкам работы с геодезическим оборудованием, стоящим на вооружении, – гиротеодолитами и радиодальномерами; «читать» космические снимки, сделанные по новейшим технологиям того времени. Новокузнецкий геодезист Анатолий Хохлов, к примеру, призванный на два года на срочную службу, стал участником демаркации (разделения) советско-турецкой границы. Он получил право с оружием и документами заходить на сопредельную сторону до 10 километров. Впрочем, как и турки на нашу сторону.

– Строительство города, его улиц, дорог, мостов, прокладка инженерных сетей и взлётно-посадочных полос аэропорта, как известно, невозможны без участия геодезистов ни в прежние времена, ни в нынешние. А какие ещё работы выполняет эта служба?

– Хочу рассказать ещё об одной работе, которую вели в нашем городе геодезисты разных поколений. Это фиксация уровня половодья нашей главной реки Томи в 1958, 1977 и 2004 годах. После каждого такого наводнения строилась водозащитная дамба, последняя служит городу и поныне. Данные геодезических наблюдений уникальны для гидрологических расчётов. Наши геодезисты 17 апреля 2004 года выполняли так называемую привязку уровней Томи в самый пик паводка, начиная от Ильинского моста до границы города у села Шорохово. Можно, конечно, сказать, что этот участок реки расположен далеко от городской застройки и беспокойства не должен вызывать. Но вот уже на протяжении долгого времени гидрологи, используя данные геодезистов, защищают городские очистные сооружения от непродуманных проектных решений.

Геодезисты стоят на страже гидротехнических сооружений, сооружений башенного типа и технологического оборудования. Эта геодезическая работа позволила вывести из эксплуатации без тяжких последствий цеха, построенные в годы Великой Отечественной войны. Тех фабрик и заводов, что были эвакуированы с западных территорий страны на площадки машиностроительного завода, завода металлоконструкций, других предприятий. Ком подкатывает к горлу, когда читаешь материалы наблюдений наших геодезистов за агрегатами Кузнецкой ТЭЦ в 1941-1945 годах. С какими невероятными усилиями приходилось это делать!

– Как вы оцениваете состояние современной службы геодезии в городе?

– Знаете, какие-то вандалы семь лет назад сбили прикреплённую на стену здания старого железнодорожного вокзала уникальную нивелированную геодезическую марку, установленную в 1932 году. Это здание считается объектом культурного наследия. И очень жаль, что наше геодезическое наследие превратилось в 300 граммов чугуна, сданного в пункт приёма металлолома. Подобные факты, конечно же, расстраивают.

В остальном я по-прежнему берусь утверждать, что наш город уникален не только со строительной и промышленной стороны, но ещё и с геодезической точки зрения. Летом прошлого года мне довелось наносить съёмку архитектуры одного из соседних городов. Карандашом на планшет с фанерной основой. Оказалось, что у иных наших соседей нет средств на то, чтобы оцифровать, привести в соответствие с современными требованиями материалы съёмок. Вопреки всему наш город нашёл деньги на это, чем мы, геодезисты, по праву можем гордиться.


К СЛОВУ, по данным Бориса Новосёлова, геодезиста ООО «Сибшахтострой», увлекающегося историей, первые планы и описания русских земель появились ещё в ХIV веке. На Руси такие чертежи считались необходимым документом на землевладение. Наносились они на лубок – кору берёзы. В 1525 году путешественник Дмитрий Герасимов по описаниям и опросам местного населения составил «Писцовую карту России». Первое руководство по геодезии, называвшееся «Книга, именуемая геометрия, или Землемерие радиксом и циркулем… глубокомудрая, дающая лёгкий способ измерять места самые недоступные, плоскости, дебри», было составлено во времена правления Ивана Грозного. Тогда же положено начало и составлению карты государства. При Иване Грозном на восток направлялись многочисленные служилые люди и купцы, первые землепроходцы. Из своих путешествий они привозили подробные описания пути и чертежи, схематичные рисунки-планы, на которых наносили путь, указывали расстояния. В архивах Ивана IV было несколько ящиков чертежей и перечень 248 карт. В эпоху Петра I изучение и картографирование территории России на основе планомерной инструментальной съёмки стало входить в систему. Учитывая, что «карта – глаза армии», Пётр I придавал точности географических карт важное государственное значение. Для их создания была налажена систематическая подготовка геодезистов (съёмщиков), основана картопечатная база. В конце 1720 года особым указом Сената было положено начало съёмок всей территории государства, которые продолжались до 1744 года и охватили более 200 уездов из 265 существовавших по административному делению страны того времени. В 1734 году составлена и издана «Генеральная карта Российской империи» – первая обзорная карта страны.

Кстати, в среду, 13 марта, в Новокузнецком краеведческом музее открылась выставка под названием «Землепроходцы», посвящённая юбилею, где представлены старинные и современные геодезические приборы и карты.


Просмотров статьи: 987