Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Одна судьба на двоих

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА

История и современность… Невероятная реальность исторических образов и яркая декоративность, выписанная в красочных орнаментах. Всё это гармонично сочетается в новой большой экспозиции, открывшейся на днях в Новокузнецком художественном музее. Своё творчество сразу в двух персональных выставках новокузнечанам представили гости из Барнаула, супруги-художники Лариса Пастушкова и Николай Острицов.

Лариса – график, живописец, выпускница Московского художественно-промышленного училища имени М.И. Калинина, по словам искусствоведов, постоянно находится в творческом поиске. Её называют «художником мира». Основой живописных и графических работ в её персональной выставке под названием «Горизонты внутренние и внешние» стали яркие впечатления от путешествий по Греции, Индии, Франции, странам Латинской Америки… Рассказывают, что в зарубежные поездки Лариса отправляется не просто из-за праздного любопытства. Она буквально погружается в историю и культуру той или иной страны. А затем на протяжении многих лет может вновь и вновь обращаться к образам, орнаментам и знакам другой культуры, создавая целые циклы и серии символических композиций.

Одиннадцать лет назад художнице посчастливилось побывать в Греции. И в своей удивительной графике она представила целый период истории Эллады в цикле «Греческие сосуды». А рядом на выставке – религиозная культура православия в серии «Ступени греческих храмов». Словно купаешься в солнечных лучах и яркой экзотике, рассматривая её живописные произведения из индийской серии. Эта страна стала для неё неиссякаемым источником вдохновения. Как и Панама, которую она посетила два года назад, с её буйством красок карнавала, сочностью тропической зелени, яркостью оперения птиц, строгостью и улыбчивостью смуглых от загара женщин. Франция поразила и вдохновила её своим солнечным Арлем – городом, где многие годы жил и творил её любимый Ван Гог. «Жёлтое и голубое всё вокруг. Небо – голубое, море – голубое, и солнце – жёлтое. И не поймёшь – всё залито солнцем. Захотелось что-то сделать», – признаётся художница.

Глава творческой семьи Николай Острицов – живописец, монументалист, окончил Новоалтайское художественное, а затем и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. В его творчестве органично переплетаются традиции древнерусской живописи, эпохи Возрождения и русского искусства начала ХХ века. По словам искусствоведов, для работ этого художника характерна необычайная детальность и повествовательность. Именно эти качества, выраженные в картинах, даже можно сказать монументальных полотнах, дают возможность посетителям выставки погрузиться в мир, созданный художником, и увидеть события далёкого прошлого с близкого расстояния. Николай Острицов уже тем уникален, что создаёт многофигурные сюжетно-тематические и исторические картины. Немногие современные художники решаются на такой шаг.

Естественно, зачастую эти работы сочинённые, а не написанные с натуры. Они – словно книжные иллюстрации к большим историческим эпопеям. Пишет Николай Острицов целыми сериями, повествуя о той или иной истории того или иного народа. Экспозицию, которую он назвал «Художник и время», открывают работы из серии «Скифы». Они посвящены жизни одного из древних народов, следы пребывания которого археологи находят на территории Сибири, в том числе и Алтая. В центральной части выставки – произведения об истории Древней Руси. ХIII век – сложный период в отечественной истории: время, когда русские княжества попали под власть ордынского ига. Одна из работ Николая Острицова так и называется – «Орда». Завершает экспозицию триптих «Шёлковый путь», который в прошлом году экспонировался на межрегиональной выставке «Сибирь-ХII» и получил положительные отзывы зрителей.

В одном из своих интервью автор персональной выставки признавался: «Меня часто спрашивают, почему я занимаюсь исторической тематикой. Это как машина времени: садишься и погружаешься в прошлое. Мне всегда страшно интересно, что за люди тут жили, чем дышали, во что верили. Они ведь проливали кровь за нашу землю, за нашу страну. И забывать об этом, на мой взгляд, было бы грехом».

Фото: Новокузнецкий художественный музей


Просмотров статьи: 717