Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Проспект Шахтёров

Газета «Новокузнецк», выпуск №49 (994)  //  Рубрика: Безопасные и качественные дороги

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Владимир ЭНДЖЕЛ

В 2018 году в Новокузнецке в нормативное состояние были приведены более 95 километров покрытия. В том числе на дорогах областного значения в границах Новокузнецкой агломерации. В 2017 году было отремонтировано также около 90 километров городских дорог. Особенно значимым подобный масштабный ремонт становится в год 400-летия Новокузнецка. В городе с многовековой историей каждая дорога имеет своё лицо. Одна из них – проспект Шахтёров.

Находится проспект Шахтёров в микрорайоне Абашево Орджоникидзевского района, откуда, собственно, и берёт начало горняцкий Новокузнецк.

Два года назад кемеровские учёные выяснили, что рудознатец Михайло Волков не был первооткрывателем кузбасского угля. Областные средства массовой информации назвали это «сенсационным открытием, которое полностью переворачивает наше представление об истории Кузбасса, как угольного региона». Сделал его заведующий лабораторией Института экологии человека Сибирского отделения РАН, доктор исторических наук Игорь Ковтун.

Началось всё с того, что он стал изучать историю открытия наскальных рисунков Томской писаницы. И в дневниках шведского географа Филиппа Страленберга наткнулся на любопытные записи. Оказывается, каменный уголь в нашем регионе был найден не 11 сентября 1721 года, а на месяц раньше. Причём это открытие принадлежит немецкому путешественнику, доктору и первому исследователю Сибири Даниилу Готлибу Мессершмидту, который по приглашению Петра Первого в 1718 году приехал в Петербург. Ознакомившись с трудами молодого учёного, государь поручил ему «отправиться в Сибирь для изыскания всяких раритетов». Мессершмидт, как человек, страстно преданный науке и весьма любознательный, решил тотчас воспользоваться этим поручением для изучения «неизвестного и потому таинственного края». Сибирская экспедиция заняла восемь лет. Во время неё он собирал рукописи, составлял описания народностей, населяющих Сибирь; их обычаи и языки; изучал географию, животный мир, полезные ископаемые и археологические памятники. В поисках раритетов археологии учёный и оказался на территории Томской писаницы, где и нашёл наскальные рисунки. Затем отправился в Кузнецк, где, по рассказам местных жителей, его ожидала «некая диковинная гора, из подножия которой извергаются дым и пламя». Кузнечане прозвали её «Огнедышащей горой».

Находилась гора на месте впадения реки Абашевой в Томь. Поначалу молодой учёный-путешественник принял гору за вулкан. Однако в собранных образцах обнаружил каменный уголь. Произошло это 10 августа 1721 года, на месяц раньше, чем казачий сын Михайло Волков заявил о своём открытии. Кстати, по словам современного исследователя Игоря Ковтуна, в исторических документах Волков фигурирует в двух ипостасях: как один из членов артели бугровщиков, грабивших древние курганы, и как рудознатец. Как раз в то время Россия участвовала в Северной войне, и ей требовалась руда. И по указу государя любой человек за деньги мог искать руду и полезные минералы. В один год с Мессершмидтом, но на месяц позже, Михайло Волков указал на некое место на Красной горе, где он якобы обнаружил серебряную руду. Однако экспертиза показала, что Волков ошибся. Так, сам того не подозревая, «казачий сын Михайло Волков открыл каменный уголь».

Образцы же каменного угля, найденного Мессершмидтом, на реке Абашевой возле Кузнецка, были отправлены в петербургскую кунсткамеру Академии наук и… надолго забыты. Двадцать лет они пролежали в пыли и забвении, пока содержимым кунсткамеры не заинтересовался Михайло Ломоносов. Именно он, составляя каталог для Минерального кабинета Академии наук, документально подтвердил открытие Мессершмидтом каменного угля: «каменное уголье, светящееся, слоеватое, от реки Абашевы».

Практически первыми стали применять каменный уголь в ХVIII веке в Кузнецком уезде местные сельские и городские кузнецы. Крестьяне прибрежных деревень в ХVIII-ХIХ вв. добывали уголь из береговых обнажений угольных пластов и сплавляли его в Томск для продажи.

В 1739 году интерес к разработке кузнецкого угля и его новых месторождений проявил известный уральский промышленник Акинфий Демидов, на что и получил разрешение. Однако вскоре промышленника привлекла выплавка меди и серебра из богатейших алтайских руд. А деятельность по разведке и добыче каменного угля в Кузнецке так и осталась в проектах.

В 1747 году Колывано-Воскресенские заводы Демидовых с прилегающими к ним недрами, богатыми каменным углём (а это большая часть Кузбасса, вошедшая в Алтайский горный округ), перешли в собственность императорской фамилии.

Первые шахты в Кузнецке появились в начале ХХ века в районе Абашево. В них применялась ручная добыча угля: мужчины кайлом обрубали уголь, а женщины и дети таскали вагонетки на поверхность. Уголь плотами сплавляли по Томи.

Самая известная шахтёрская династия, как Орджоникидзевского района, так и города и всего Кузбасса, – династия Сизых. Основана она в 1940-х годах шестью братьями. Несколько поколений этой семьи трудились и трудятся в настоящее время в горной отрасли шахтёрами и шахтостроителями. Общий трудовой стаж династии Сизых составляет более 320 лет. Братья работали на шахтах, строили и реконструировали «Абашевскую», «Байдаевскую», «Нагорную», «Юбилейную», «Зыряновскую», «Распадскую», «Новокузнецкую». На их счету более сотни тысяч метров горных выработок, семь мировых и всесоюзных рекордов. В память о трудовых подвигах братьев Сизых в Орджоникидзевском районе названа улица. В школе №83 в честь династии открыт музей трудовой славы.


Просмотров статьи: 1383