Счастье быть вместе
В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила 3 декабря Международным днём инвалидов. В этот день принято проводить различные мероприятия, направленные на интеграцию людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества. В Новокузнецке пройдут акции, концерты, торжественный приём в администрации города.
Ольга Быкова, заместитель председателя Новокузнецкой городской организации Всероссийского общества инвалидов, встречает эти дни в приподнятом настроении. Она отмечает не только дату в международном календаре, но и свой юбилей (семьдесят лет), а также 30-летие городской организации ВОИ. И потому неудивительно, что её квартира выглядит торжественно: обставлена букетами цветов и большим количеством разноцветных воздушных шаров. Этот яркий дизайн, по словам Ольги Зефировны, встретившей нас очень гостеприимно, ещё долго будет напоминать ей о прошедших событиях.
– Ольга Зефировна, поздравляем Вас с круглой датой! Как отмечали юбилей?
– В одном из городских кафе. Собралась весёлая, разношёрстная компания из родных и близких, бывших однокурсников, друзей по обществу и «Сибирской Робинзонаде». Те, кому не удалось побывать на праздничном вечере, придут сегодня ко мне домой – празднование юбилея продолжится в тесном домашнем кругу.
– Ольга Зефировна, тридцать лет назад Вы стояли у истоков создания городской организации инвалидов. Как это происходило и что послужило причиной?
– Желание выбраться из четырёх стен. Очень хотелось общения! Появилась потребность быть вместе, в одном содружестве. Наши мысли совпали с тенденцией, которая возникла по всей России: стали организовываться общества инвалидов, их поддержали комсомол и профсоюзы. Нашлось несколько энтузиастов: кроме меня – Алексей Луканин, Надежда Серова, Виктор Иванов, Владимир Кузьменко и другие. Очень кстати на помощь пришёл Лев Сытин, директор Новокузнецкого реабилитационного центра научно-исследовательского института протезирования. Откликнулась и администрация расположенного рядом училища для инвалидов. Лев Владимирович содействовал в организации, предоставил помещение. Я к тому времени уже двенадцать лет была, как говорят, «человеком с ограниченными возможностями здоровья». В 26 лет с трёхлетней дочкой на руках, выходя из магазина, поскользнулась на ступенях, упала на спину и повредила позвоночник. Мне повезло в том, что инвалидность я «приобретала» постепенно, с годами переходя к более тяжёлой форме заболевания. Сначала передвигалась, хоть и с помощью костылей, но на своих ногах. Лишь позднее пришлось сесть в коляску. Но мне, выпускнице Сибирского металлургического института, специалисту по автоматизации металлургического производства, даже посчастливилось некоторое время поработать преподавателем филиала Тайгинского техникума железнодорожного транспорта. Заочно я окончила ещё один вуз – индустриальный факультет Новокузнецкого пединститута. В последнее время проявилась и проблема со зрением. Читать не могу, телевизор не смотрю, а только слушаю.
– И с чего началась Ваша общественная деятельность в городской организации ВОИ?
– С организации совместного досуга. У многих городских предприятий в то время были свои базы отдыха. Для выезда на них нам предоставляли транспорт. Причём самые тяжёлые инвалиды-колясочники ехали вместе с сопровождающими их родителями. Но потом наступили нелёгкие времена. Зарплату и пенсии задерживали по три-четыре месяца. И здоровым-то приходилось несладко. А что говорить о больных, порой беспомощных людях, у которых даже подспорья в виде домашнего хозяйства, тех же дачных участков, – не было. Наше общество стало ориентироваться на то, чтобы помогать друг другу выживать. Те тяжёлые времена нас сплотили и вывели нашу организацию на новый уровень. Вскоре от досуговых мероприятий мы перешли к защите прав и интересов, а также к интеграции инвалидов в жизнь социума. В 1991 году в стране был принят Закон о социальной защите инвалидов. О нас заговорили в полный голос. К слову, первая редакция Закона соответствовала реальным условиям жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Потом многие пункты убрали, и после 2000 года Закон стал, на мой взгляд, просто декларацией. Нашему обществу повезло в 90-е годы ещё и в том, что меня выбрали депутатом областного Совета народных депутатов. В борьбе за это место я обошла шестерых претендентов. Горожане выбрали меня, поскольку понимали, насколько это важно – представлять местную организацию ВОИ в Совете депутатов на уровне области. Если из Москвы приходили разного рода распоряжения, не надо было искать исполнителя: я здесь, в городе, всегда на месте. С вопросами и просьбами люди шли ко мне. А я уже, как депутат облсовета, могла спокойно обращаться во все органы власти: двери для меня были открыты. В то же время я стала заместителем председателя областной организации Всероссийского общества инвалидов. Кстати, мы до сих пор проводим совместные областные мероприятия. Недавно в 15-й раз сыграли в Инва-КВН, в котором участвовали 9 команд из разных городов области. Основали теперь уже известную во многих регионах страны «Сибирскую Робинзонаду».
– Вот об этом мероприятии, Ольга Зефировна, расскажите поподробнее – ведь аналог ему трудно найти во всей стране.
– Следующим летом мы отметим восемнадцатилетие «Сибирской Робинзонады». Изначально решено было молодёжным составом нашей организации выезжать в интересные живописные уголки Кузбасса. Устраиваться палаточным городком, в котором жить без какой-либо помощи волонтёров. Проводить спортивные игры и интеллектуальные конкурсы. «Робинзонада» была придумана для того, чтобы научить ребят общаться, привить им самостоятельность, вытащить из глухого мирка четырёх стен, в котором они живут с детства. Поначалу было боязно: треть участников – колясочники. С трудом уговаривали родителей отпустить своих детей, не приспособленных к такой свободной жизни. На всякий случай я договорилась с ребятами-афганцами – в случае непредвиденных ситуаций и невозможности продолжать туристическую жизнь прислать за нами автобус. Но всё получилось! Ребята вернулись из похода уверенные в себе, в своих силах и возможностях. Многие, участвуя в различных конкурсах, открывали свои таланты: пели, рисовали, актёрствовали. Команду нельзя было подвести. Потом мы стали привлекать в свои «робинзонадовские» ряды участников из других городов и регионов: Алтая, Хакасии. Во время таких совместных путешествий образовывались молодые пары, а впоследствии – семьи. Хотя и с малым финансированием, но мы ходили в настоящие туристические сплавы. И если на первую «Робинзонаду» мне пришлось собирать снаряжение по знакомым и друзьям, то сегодня у нас есть свои палатки, оборудование, приспособленное для длительной походной жизни. Но появилось другое препятствие: многие с развитием компьютеризации «ушли» в Интернет, в придуманную виртуальную жизнь. Привлекать молодёжь стало труднее. На помощь приходят средства массовой информации – посредством газет и телевидения мы стараемся заинтересовать и таких «виртуалов» в наших туристических вояжах.
Большой популярностью у молодого поколения, кстати, в последнее время стали пользоваться акции, проводимые нами совместно с администрацией города: «Город без барьеров», «Кино без барьеров» и другие.
– По поводу «безбарьерности»: как, на Ваш взгляд, обстоит дело с организацией доступной среды в нашем городе?
– Вы знаете, хорошо! В Новокузнецке с этим намного лучше, чем где бы то ни было. Мы начали об этом думать, когда и разговоры ещё на эту тему не велись, а в начале 2000 года стали тормошить городскую власть в полную силу. И нас поняли. Мы достучались. Сегодня для того, чтобы принять новый объект в эксплуатацию, привлекают наших экспертов-колясочников – Дениса Курбаткина и Владимира Нодя. Ребята на собственном опыте проверяют доступность общественных зданий и сооружений для инвалидов. Они водят машину, а значит, могут оперативно добраться до любой точки города. Сейчас без нашей подписи приёмки нет. К слову, раньше в Законе об инвалидах был такой пункт, потом он каким-то образом исчез. Но в Новокузнецке эта полезная практика сохранилась.
Были жалобы от инвалидов по поводу высоких дорожных поребриков на улице Тольятти. Проехались рейдом вместе с представителями администрации и телевидения – и всё! Бордюры срезали. Теперь я могу спокойно добраться до городской администрации и администрации Центрального района на коляске. А раньше этот путь был с трудом преодолим. При реконструкции Новокузнецкого драмтеатра также учли все наши пожелания и замечания. Установили пандусы, подъёмный лифт. Во многих городских учреждениях и, в первую очередь, в аптеках есть кнопки вызова для инвалидов-колясочников. Правда, в одной организации звонок выходил на кабинет директора, которого не всегда можно было застать на месте. Но мы во время одного из рейдов сделали замечание, и вызов «переключили» на вахтёра.
– Ольга Зефировна, многие начинания не состоялись бы без помощи Вашей дочки – известного в городе волонтёра Юлии Романовой. Насколько мы знаем, она для Вас – первая помощница, лучший друг…
– Да, Юля – моя главная опора в жизни. Но теперь помогает ещё и внук Александр, уже студент третьего курса НФИ КемГУ. Саша с детства участвовал в походах «Сибирской Робинзонады», ходил с нами в сплавы. Он и сегодня остается волонтёром. Как и зять Дмитрий, который помогает нашим инвалидам разбираться с компьютерами. Наша семья всегда жила по принципу: «Не ныть, столкнувшись с трудностями. Не давать себе расслабляться!» Активной жизненной позиции учу и своих юных друзей – молодых ребят из общества. К тому же совсем недавно я узнала, что родословная нашей семьи восходит к старинному дворянскому роду. А это, знаете ли, ко многому обязывает во все времена.
Просмотров статьи: 1063