Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Есауловское шоссе

Газета «Новокузнецк», выпуск №48 (993)  //  Рубрика: Безопасные и качественные дороги

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Владимир ЭНДЖЕЛ

В 2018 году в Новокузнецке в нормативное состояние были приведены более 95 километров покрытия. В том числе на дорогах областного значения в границах Новокузнецкой агломерации. В 2017 году было отремонтировано также около 90 километров городских дорог. Особенно значимым подобный масштабный ремонт становится в год 400-летия Новокузнецка. В городе с многовековой историей каждая дорога имеет своё лицо. Одна из них – Есауловское шоссе.

Название улицы связывают с селом Есауловка, которое находится неподалёку от Заводского района и имеет давнюю историю. Существуют разные версии этимологии слова «есаул» (высший чин в казачьих войсках после гетмана или атамана). По одной из них оно берёт истоки в тюркских языках и, возможно, связано с понятиями «яса» (грамота, закон в Монгольской империи) и «ясак» (сбор дани). В летописях сын Чингисхана Чагатай (Джагатай) иногда именуется титулом «еке ясаул» – в переводе «второй есаул». Как бы то ни было, очевидно, что село Есауловка дало название и улице – Есауловскому шоссе. Сама же Есауловка до Октябрьской революции именовалась селом Христорождественским. Но с установлением советской власти некоторые жители, особенно молодёжь, не пожелали, чтобы посёлок носил религиозное название. Поэтому к 1918 году село стало Островским – видимо, по причине того, что напротив него на Томи возвышался приметный остров.

В конце 20-х годов в истории селения начинается новый поворот. Село Островское переименовывается в Островскую площадку. Сюда массово приезжают спецпереселенцы – первые строители Кузнецкого металлургического комбината. Многих жителей села в кратчайшие сроки выселили, а их дома отдали кузнецкстроевцам. Бывшие домовладельцы Христорождественского – Островского вынуждены были перебраться в Есауловку. Но многие из них так и продолжали считать своей малой родиной село Христорождественское, история которого началась с основания в 1648 году мужского монастыря.

Первоначально храм был деревянный с тремя небольшими колоколами. Предположительно, находился он на месте нынешней кольцевой развязки при въезде в Заводской район. Христорождественский монастырь не бедствовал: монахи ловили рыбу на Томи, а пашни, сенокосов и пастбищ числилось за ним почти 70 000 десятин. По мнению историков, монастырь был своеобразной крепостью на подступах к городу, а монахи – его защитниками. Так, осенью 1700 года, когда на Кузнецк напали ойраты и енисейские кыргызы, они долго и мужественно выдерживали осаду. Однако силы оказались неравными, и кочевники сожгли монастырь. Спустя годы его восстановили, но это уже был не тот богатый и процветающий храм. В 1730 году многие монахи от скудости уходили в другие монастыри. И такое положение сохранялось до середины XVIII века. Но затем, благодаря иеромонаху Иринарху, монастырь постепенно возродился. Были построены две мельницы и организована переправа через Томь (там, где сегодня находится Запсибовский мост), приносившие прибыль. Жили монахи и за счёт продажи рыбы, которую везли из Бийска, а также на частные пожертвования. В 1763 году в Кузнецке состоялась ревизия, по данным которой при монастыре было записано 106 мужчин и 105 женщин, проживающих в деревне Христорождественской, что в «восьми верстах выше по реке Абе от деревни Калачёво, в тридцати трёх верстах от Кузнецка».

Однако в 1761 году вышел «государев указ», позволявший крестьянам свободно селиться на осваиваемых государством землях. Монастырские наделы стали захватывать жившие в Кузнецком уезде государственные крестьяне. И вскоре из 70 000 десятин у монастыря осталось лишь 3000. Из храма начался массовый исход на свободные земли, а в октябре 1769 года из Тобольска пришло распоряжение по его упразднению. Христорождественская церковь стала обычной приходской, и ей отошли всего 30 десятин земли.

Так прекратил свое существование один из богатейших в Сибири монастырей. Но осталось село, которое в разные времена называли и Христорождественским, и Монастырским, и Подгорным (из-за близости Кузнецка). Впрочем, было ещё одно название – Каратон, в переводе с тюркского на русский означающее «Чёрная шуба». Это имя ему дали телеуты, жившие по соседству, на месте нынешнего поселка Телеуты.

Село Христорождественское, расположенное в трёх километрах ниже Кузнецка по течению Томи, росло и расширялось. Обветшалую церковь капитально отремонтировали. А в 1840 году даже построили новую. При ней во второй половине ХIХ – начале ХХ века работало приходское сельское начальное училище. Во время религиозных праздников через Христорождественское из храма во имя Святого Илии села Ильинского (сегодня – Новоильинский район) в Кузнецк с торжественным молебном проносили икону святого пророка Илии. Икону оставляли в церкви на ночь, а затем торжественно доставляли в Кузнецк. В госархиве Томской области хранится документ, в котором отмечено, что в 1868 году во время путешествия по губернии великий князь Владимир Александрович прибыл в Кузнецк через Христорождественскую переправу. В память об этом событии – посещении высокого гостя – на берегу поставили специально сооруженную по такому случаю крытую беседку, а в ней разместили лодку (ни беседка, ни лодка не сохранились).

Согласно архивным хроникам в 1868 году Христорождественская церковь сгорела (по другим документам это произошло на 10 лет позже). Закладка очередного здания, уже на каменном фундаменте, состоялась в 1878 году. Его удалось построить, однако в 1919 году и этот храм был сожжён – на сей раз отрядом Рогова.

Никаких достопримечательностей на этой окраинной улице под названием Есауловское шоссе нет. Но зато есть богатейшее историческое прошлое, в котором нашли отражение события нескольких столетий истории города.


Просмотров статьи: 970