Новокузнецкое городское телерадиообъединение

История и современность

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

В Новокузнецке вышла в свет уникальная книга о Горной Шории.

В октябре 2012 года в Горной Шории, где неподалеку от посёлка Усть-Кабырза нашли следы снежного человека, проходил первый Международный съезд гоминологов (исследователей гоминоидов – вымерших предков людей). Прибыли на него не только учёные, но и журналисты различных мировых изданий. В том числе американец Майкл, который, памятуя о суровых сибирских морозах, приехал в ушанке и зимней куртке. А осень тогда, почти как нынешняя, выдалась аномальная: почти по-летнему жаркое солнце в ясном синем небе заливало ослепительным светом живописную золотисто-бордово-зелёную горношорскую тайгу. Американец пришёл в восторг: «Да у вас здесь первозданная, нетронутая красота! Стоило приехать только ради этого – это уже сенсация!»

Спустя шесть лет после описанного события всё великолепие таёжного края нашло отражение в новой книге под названием «Горная Шория: история и современность». Историко-этнографические очерки, вышедшие тиражом в тысячу экземпляров, посвящены 75-летию Кемеровской области, 400-летию Новокузнецка и 55-летию Таштагола.

У книги два автора, которые уже имели опыт совместной работы над пятитомным каталогом шорских коллекций. Первый – Валерий Кимеев, этнограф, доктор исторических наук, профессор кафедры археологии КемГУ, выпускник кафедры этнографии Ленинградского университета, автор около 200 публикаций, включая 17 монографий и учебных пособий по музеологии и этнографии коренных народностей и русских Сибири. Создал новое направление в российском музееведении – экомузеологию и стал соавтором восьми проектов экомузеев-заповедников Притомья. Второй автор книги – Александр Копытов, горный инженер, доктор технических наук, профессор кафедры строительства подземных сооружений и шахт КузГТУ, руководитель Сибирского отделения Академии горных наук РАН, председатель комиссии по экологии Общественной палаты Кемеровской области. На его счету – более 260 научных публикаций, в том числе 15 монографий, 24 учебных пособия и методические рекомендации по горному делу, а также 52 патента на изобретения. Александр Копытов не только являлся автором идеи выпуска сборника, но и финансово поддержал его издание.

Научным редактором сборника стал известный новокузнецкий историк и археолог Юрий Ширин, заместитель директора по науке музея-заповедника «Кузнецкая крепость», кандидат исторических наук, чьи научные труды по археологии также вошли в новое издание. Он отзывается об Александре Копытове как об очень активном и увлечённом человеке. «Несмотря на возраст, Александр Иванович катается на сноуборде, всячески поддерживает развитие Горной Шории, уверен в хороших перспективах её туристического будущего», – подчеркнул Юрий Ширин.

По его словам, в новом издании впервые систематизированы накопленные за полвека материалы об археолого-этнографических и сакральных природных памятниках Горной Шории. Подробно проанализированы этническая история, традиционная бытовая культура шорцев, представлены ранее не опубликованные фотографии.

«В книге очень много фотоснимков. Причём текст документально проиллюстрирован фотографиями тех же лет, о которых идёт речь в публикациях. Впервые освещены этапы промышленного освоения территории, в том числе золотоискательское и горнорудное дело, и намечены перспективы дальнейшего развития края. Книга, на мой взгляд, очень интересна и по содержанию, и по оформлению. Написана тщательно и по-научному достоверно. Это издание можно назвать настоящей энциклопедией прошлой и настоящей жизни Горной Шории», – отметил Юрий Викторович.

Из новой книги можно узнать много интересных, не известных широкому кругу читателей фактов. Например, о том, что название «Горная Шория» закрепилось в научной литературе, справочниках и периодической печати только в 1920-х годах, после образования Горно-Шорского национального района. Или о том, что по данным 2008 года более 80 процентов современных шорцев – это жители крупных городов (Таштагола, Новокузнецка, Мысков, Междуреченска, Осинников), а также посёлков юга Кузбасса (Шерегеша, Чувашки, Спасска, Калар, Ортона, Усть-Кабырзы). Оставшиеся немногочисленные разрозненные группы шорцев, сохраняющие некоторые традиции народно-бытовой культуры и разговорный язык, проживают в таёжных посёлках по реке Мрас-Су и её притокам. Но даже там по-шорски говорит не более 50 процентов жителей, остальные общаются между собой обычно по-русски.

В книге подробно освещена кропотливая работа по сбору экспонатов шорского быта и культуры, проделанная основателем Новокузнецкого краеведческого музея Дмитрием Ярославцевым. Поселившись в Кузнецке в конце ХIХ века, он зарабатывал на жизнь как слесарь-мастеровой и проводник для золотоискателей. А в 1912 году, увлекшись собирательством, стал выставлять в одной из комнат своего дома на улице Картасской традиционную одежду и предметы быта «кузнецких татар», как называли тогда шорцев.

Немало страниц нового издания посвящено культу гор, который широко распространён у шорцев. К духам гор алтае-саянские тюрки обращаются в молитвах по самым разным поводам. Так, телеуты, перевозя приданое невесты в дом мужа, останавливались у подножия горы, повязывали на ветки берёзы или тальника ленточки, совершали кропление и просили духов быть благосклонными к новой семье. Точно так же поступали и шорцы при переезде зятя в дом тестя после свадьбы.

Берёзы с повязанными на них лентами можно встретить и сегодня по дороге в Усть-Кабырзу. Только наши современники, в том числе и новокузнечане, навещающие эти места, повязывая ленточки, просят у духа гор исполнения всевозможных желаний.


Просмотров статьи: 765