Новокузнецкое городское телерадиообъединение

В Новокузнецке сыграют «Свадьбу Кречинского»

// Автор: Александр Шпрингер

Сегодня, 20 сентября, в Новокузнецком драматическом театре премьера – зрители увидят спектакль «Свадьба Кречинского».

У пьесы, как и у ее автора, была непростая судьба. Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817-1903), образованнейший человек своего времени, философ, переводчик, в будущем почетный академик Петербургской академии наук, работал над комедией в 1854 году, находясь в тюрьме по несправедливому обвинению в убийстве своей любовницы Луизы Симон-Деманш. Пьеса не сразу попала на подмостки, какое-то время она была запрещена цензурой и ходила по Москве в списках. Зато после разрешения «Свадьбу Кречинского» ожидала счастливая сценическая жизнь – ее неоднократно ставили в Москве и Петербурге, в провинциальных театрах и за границей. В советское и постсоветское время пьеса тоже пользовалась популярностью в самых разных театрах, более того – по ней снимались фильмы и даже мюзикл. Остальным частям знаменитой трилогии, в которую входят также «Дело» и «Смерть Тарелкина», в этом плане повезло значительно меньше.
В Новокузнецком драматическом театре «Свадьбу Кречинского» поставил режиссер из Санкт-Петербурга Борис Гуревич. Выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, сотрудничавший за время своего творческого пути более чем с тридцатью театрами России и ближнего зарубежья, в Новокузнецк приезжает уже второй раз. В прошлый приезд, в 2011 году, он ставил спектакль «Сваха» по пьесе Торнтона Уайлдера, ставший бенефисом заслуженной артистки РФ Ирины Ивановны Шантарь.
Накануне премьеры режиссер согласился ответить на несколько вопросов.
– Насколько сложно было ставить спектакль в Новокузнецке, как складывалось Ваше взаимодействие с нашими актерами?
– Встреча с каждым театром – это всегда если не проблема, то тема, заслуживающая отдельного внимания, независимо от того, в первый раз ставишь спектакль или уже знаком театру. Ты приходишь к людям, которые тебя не знают, и ты должен быть для них интересным, убедительным, заразительным. Нужно быть интересным им, оставаясь интересным себе, – это порой непросто. Предыдущий твой опыт почти никак не защищает, потому что люди другие и ситуация другая. Если спектакль в этом театре уже не первый, все равно… нужно соответствовать предыдущему успеху, достижению, чтобы пойти дальше. Это всегда интересно, но трудно. Такова специфика пути, который я выбрал, – пути свободного художника. С новокузнецким театром, мне кажется, у нас всё сложилось хорошо. Но окончательно это станет понятно лишь после премьеры.
– Будучи свободным художником, работаете ли Вы с кем-то на постоянной основе, ведь в создании спектакля участвует целая команда?
– Я всегда стремлюсь работать со своей командой. Естественно, ее состав несколько видоизменился за долгое время работы, но последние годы костяк держится. В команду, которая выпускает «Свадьбу Кречинского», входят лауреат «Золотой Маски», художник Ольга Петровна Веревкина; один из лучших музыкальных оформителей России Владимир Бычковский, оформивший почти все мои спектакли за последние 15 лет; заслуженный артист России балетмейстер Виктор Тзапташвили, с которым в Новокузнецке, кстати, очень хорошо знакомы; а также художник по свету Семен Давыденко – с ним мы совместно работаем более 10 лет.
Я очень благодарен Новокузнецкому драматическому театру за то, что он пошел мне навстречу, потому что собрать столько людей из разных городов было во всех смыслах непросто.
– Почему выбор пал именно на «Свадьбу Кречинского»?
– Я люблю хорошую драматургию, люблю классику, особенно русскую, много ставил Островского, Фонвизина. Александра Васильевича Сухово-Кобылина хотел ставить давно, он мне всегда был очень интересен. «Свадьбу Кречинского» я неоднократно называл в разных театрах, в том числе и в Новокузнецке в 2011 году, но тогда не нашлось артиста на роль главного героя.
Шли годы, и актер Никита Пивоваров, с которым мы много работали вместе в Омске и сделали немало больших ролей, переехал сюда. Таким образом, появился герой, и всё совпало – вот герой, вот пьеса, вот театр.
– Пьеса написана в 1854 году. Что сейчас может заинтересовать в ней современного зрителя?
– Только одно – история страсти, которая и сегодня остается актуальной. Эта пьеса – про страсть. И Кречинский – страстный человек. То, что он картежник, для меня не столь важно. Так получилось, что он себя в этом проявил. Это история страсти, которая всех подпитывает, заряжает, делает несчастными или счастливыми.
Типажи, характеры – это тоже вечно, все это есть и сейчас. Всегда есть люди страстные и есть люди одинокие, которым не хватает любви, чувств, и они поддаются страсти. Есть всегда люди, которые этим пользуются. Присутствует там фигура на все времена – купец Щебнев, вечный российский капиталист, который пробился наверх и против которого бессилен даже сам Михаил Кречинский.
Люди во все времена хотят любви, хотят страсти, во все времена есть несчастливые, одинокие – ничего не меняется.
– В середине XIX века были свой театр, свои театральные законы, свой язык, что невозможно, да и не нужно воспроизводить сейчас буквально. Но при этом Вы также и не сторонник каких-то радикальных изменений в текстах, так называемого «насилия над автором». В чем заключается Ваше видение пьесы и что удалось привнести в нее своего?
– Я не стараюсь делать спектакль современным или несовременным, я делаю так, как вижу. В постановке «Свадьбы Кречинского» есть верность духу, но не букве. Конечно, играется не вполне тот текст, который был написан автором. Он отредактирован, так делалось всегда. Что-то сократили, убрали какие-то архаизмы, придумали персонажей, которых в пьесе нет, некий хор Кречинского. Решение – театральное. Цели сделать нечто такое, чтобы специально изумить, нет. Хотя всегда есть задача – чем будем удивлять на этот раз? Надо было сделать интересно – для зрителя, для себя. Но ради этого изуродовать текст автора – такой цели я не ставил.
Я люблю, когда в спектакле много музыки, и в «Свадьбе Кречинского» немало музыки и пластики. Надеюсь, что это будет выглядеть органично, а не просто вставным номером.
Завершая разговор, Борис Гуревич выразил надежду, что новокузнецкий зритель проявит интерес к новому спектаклю и, что не менее важно, к фигуре автора, судьба которого, безусловно, заслуживает отдельного изучения.


Просмотров статьи: 1072