Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Звучит орган

// Автор: Татьяна шипилова
// Фото: Фото Андрея Чёрного

На минувшей неделе новокузнечан ожидало без всякого преувеличения большое культурное событие. В городе прошёл первый концерт органной музыки. Отныне выступления исполнителей органной музыки и не только планируется проводить ежемесячно.

Орган итальянской фирмы Viscount установлен в католическом храме Святого Иоанна Златоуста на улице Разведчиков. По словам настоятеля храма Алексея Баранникова, приобретен инструмент в одном из музыкальных салонов Москвы на собственные, собранные в том числе и прихожанами, деньги. Чтобы провести концерт-презентацию, в Новокузнецк приехала лауреат международных конкурсов, солистка Томской филармонии Мария Блажевич. Она исполнила не только произведения Баха, Вивальди, Моцарта, но и сочинения малоизвестных старинных немецких композиторов, а также рассказала об истории появления этого мощного, с великолепным звучанием инструмента.
Орган пока стоит на первом этаже храма, на виду у публики. Поэтому посетители могут, слушая музыку, одновременно наблюдать за виртуозными движениями мастера при исполнении – на трёх клавиатурах! – произведений великих композиторов. (Одно из произведений Мария Блажевич исполнила только с помощью педали.) Координация движений рук и ног согласно нотам требует огромного искусства от музыканта. «Однако вскоре орган поднимут наверх, на балкон, и такая открытость музыкально-исполнительского мастерства для зрителей станет недоступной. Они смогут только слышать, но не видеть исполнителя», – уточнил настоятель храма.
Привезённый в Новокузнецк орган не духовой, а электронный. Как пояснил отец Алексей, духовые инструменты относятся к высшей категории, поэтому стоимость их очень высока. Таких средств у храма пока нет. Тем не менее в будущем настоятель не теряет надежды «подкопить денег» и приобрести именно духовой орган. Но красота великих музыкальных произведений ничуть не умаляется от исполнения на электронном инструменте. Доказательство тому – громкие аплодисменты и крики «Браво!» после каждого ярко и мощно прозвучавшего под сводами храма произведения.
Слушатели высоко оценили мастерство исполнителя. «Я слышала органную музыку в Львовском кафедральном соборе, поэтому мне есть с чем сравнить. То, что прозвучало сегодня, было божественным. Чистота звука и исполнение безупречны», – отметила Ираида Феклистова, жительница Орджоникидзевского района, в недалёком прошлом преподавательница музыки. Пенсионерка считает, что им повезло: храм Святого Иоанна Златоуста находится рядом, на территории Орджоникидзевского района, и теперь она и ее подруги, ценители классической музыки, станут постоянными слушательницами концертов. «Это такое счастье – орган в нашем городе!» – радуется Ираида Фёдоровна.
Среди слушателей было немало молодёжи, в основном студентов музыкального колледжа. Гибкие пальцы некоторых из них, следуя за органистом, проигрывали невидимые, но словно ощущаемые ноты окрыляющих произведений.
Концертную деятельность в храме намерены развивать и дальше. На концерты для ценителей органной музыки, которые будут проходить ежемесячно, планируется приглашать музыкантов-исполнителей мировой величины. Причем не только органистов, но и лауреатов международных конкурсов, исполняющих классические произведения на других инструментах, а также оперных певцов. По словам отца Алексея, музыканты, приезжающие в наш город, будут проводить и мастер-классы для учащихся музыкальных школ и колледжа.
Так, уже в октябре в храме Святого Иоанна Златоуста ожидается выступление известных московских и петербургских музыкантов, в частности лауреатов международных конкурсов Алексея Шевченко и Александра Листратова. Орган прозвучит в дуэте с виолончелью. Культурная жизнь города обогатилась еще одним ярким и значимым событием.
ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНА. Орган – один из древнейших музыкальных инструментов, история которого насчитывает несколько тысяч лет. Считается, что его родоначальником является древняя вавилонская волынка, изобретение которой приписывают слепому греку Ктезибию, жившему в 296-298 гг. до нашей эры в Александрии Египетской. Изображение похожего инструмента имеется также на одной из монет времён Нерона. Это один из самых больших инструментов (иногда достигает высоты 6-7-этажного дома). Такие музыкальные «монстры» появились в IV веке, усовершенствованные органы – в VI и VII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь для музыкального сопровождения служб. Своими инструментами славилась и Византия. Искусство строить органы развивалось в Италии и Германии, откуда в Х веке они выписывались во Францию. Наибольшее и повсеместное распространение инструмент получил в ХIV веке. В это же время в нём появилась педаль. В ХIХ веке французский мастер Аристид Кавайе-Колль задался целью сконструировать орган именно таким образом, чтобы он своим звучанием мог соперничать с целым симфоническим оркестром. И это ему удалось! С тех пор такие инструменты называют симфоническими. К сожалению, многие исторические органы континентальной Европы были вместе с соборами уничтожены во время Второй мировой войны.


Просмотров статьи: 1139