Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Человек. Люди. Страны

// Автор: Татьяна Викторова
// Фото: Фото Марии Коряга

Людмила Бессонова – в прошлом новокузнечанка, а ныне жительница далекой Голландии – всего на несколько дней приехала в родной город, чтобы открыть выставку своих работ под названием «Люди, которых я знаю» в Новокузнецком художественном музее.

На суд зрителей представлены не только 35 работ Люси Бессон (таков творческий псевдоним Людмилы Бессоновой), но и снятый ею автобиографический документальный фильм под названием «Творить свой собственный миф». Это одновременно и автопортрет, и анализ её достижений – прежде всего как художника и женщины. «Кто я? что я? почему занимаюсь этим, а не другим делом?» – такие вопросы задаёт себе рождённая в Сибири художница. Этот фильм почти 20 лет назад она создала для сына, который родился в Нидерландах, куда Людмила уехала вслед за своим мужем, известным новокузнецким художником Александром Бобкиным. И родителям, особенно маме, очень хотелось рассказать мальчику о семейных корнях, о себе и своей далёкой родине – России и Новокузнецке. (Он-то, под влиянием школьных друзей и учителей, уже чувствовал себя коренным голландцем!) Людмила очень надеялась, что история её жизни, уложившаяся в получасовую ленту, сотворенный ею «собственный миф» могут вдохновить ребенка, заставят, когда придет время, задуматься и обратиться к своим родовым истокам.
И, судя по всему, ей удалось достичь цели – на открытие нынешней выставки Людмила Бессонова приехала со своим почти тридцатилетним сыном, чтобы показать ему Сибирь и Новокузнецк. (Кстати, парень, кроме фотоаппаратуры, захватил с собой ещё и квадрокоптер, чтобы с высоты поснимать город, который стал творческим трамплином для его родителей-художников.) К слову, фильм Люси Бессон «Творить свой собственный миф» завоевал вторую премию на ХХI Международном фестивале ТV-программ и фильмов в Ханты-Мансийске «Золотой бубен» в 2007 году и дважды был показан в кинотеатрах Майами и Флориды в 2008 году во время III Международного женского фестиваля документального кино.
По словам куратора выставки, научного сотрудника музея Ладиславы Авдеевой, в своих фотопортретах художница фокусируется на движении оттенков человеческой души. Для неё нет ничего интереснее, чем человек, уникальность его натуры, а страна проживания для мастера не имеет значения. Недаром, открывая выставку коллеги, Александр Суслов, председатель Новокузнецкого отделения Союза художников России, воскликнул: «А голландцы-то ничем от нас не отличаются!»
Фотохудожница признаётся: «Я верю в то, что все мы содержим в себе множество личностей. Но какая из них является истинной? Для этого тебе и даётся жизнь, твой путь: чтобы узнать, кто же ты есть на самом деле…» Женщина, спутница, художница, мать – во всех этих ролях Людмила Бессонова сверяет своё состояние, свой мир с ощущениями встреченных на жизненном пути людей. Она помещает свои фотомодели на условные фоны, которые окружают её персонажей подобно осязаемой и разнообразной ауре. Её модели статичны, но при этом каждая из них обладает природной пластикой, а значит и собственной энергетикой. По этой пластике можно многое узнать о человеке, который, тем не менее, остаётся для посетителей выставки загадкой. Люди на портретах Люси Бессон чаще всего смотрят на зрителя. И это не случайность, а особый художественный приём. «Самое главное – взгляд! Только через глаза можно чуть прикоснуться к душе!» – считает автор снимков.
– Каждый портрет является одновременно и проекцией восприятия самого автора, и детальным исследованием сути его модели. Заказчики таких портретов, в том числе семейных, в большинстве своём те, для кого портрет важен в качестве родовой традиции и кому важно продолжить и сохранить собственную семейную историю. При этом каждый объект для Люси – особенный. Для неё важно поймать тот момент, когда люди чувствуют себя самими собой, – комментирует Ладислава Авдеева.
Люси Бессон действительно, по выражению фотомастеров, умеет улавливать вибрации оттенков человеческой души. Не случайно первым серьёзным опытом в этом жанре стал портрет сына – юноши-красавца с утончёнными чертами одухотворённого лица. Человека, чьё внутреннее состояние, индивидуальность и настрой каждая мать переживает как непреложную ценность. В этом внимании фотохудожницы к внутреннему миру изображаемых ею людей кроется и неиссякаемая тяга к самопознанию, и секрет притягательности её работ.
ЭКСКУРС В БИОГРАФИЮ. Людмила Бессонова – уроженка Новокузнецка. Закончила педагогическое отделение Кемеровского художественного училища. Затем – академию имени Строганова в Москве, получив с похвалой диплом дизайнера-декоратора. Поработав недолго на Красноярском комбинате шёлковых тканей, вернулась в родной Новокузнецк, где устроилась в Художественный фонд проектировщиком интерьеров. После успешного показа своих текстильных работ на I Международной ярмарке прикладных искусств в Новосибирском художественном музее была приглашена с выставкой в Англию. С 1990 года вместе с мужем и сыном живёт и работает в Голландии. Там декоративно-прикладное искусство из-за невостребованности пришлось оставить и взяться за фото- и кинокамеру. По признанию Люси, она до сих пор не может привыкнуть к другому менталитету и порой страдает от непонимания. В личной собственности за много лет пребывания в Голландии – только старенький автомобиль, а квартира и мастерская – съёмные. Сегодня в Новокузнецком художественном музее идут переговоры об организации выставки графических работ мужа Людмилы Бессоновой – Александра Бобкина.


Просмотров статьи: 828