Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Сделать невозможное реальным

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: Мария КОРЯГА

Близится открытие 86-го театрального сезона, который будет не совсем обычным для Новокузнецкого драматического театра. В ноябре нашей Драме исполняется 85 лет, и это, безусловно, накладывает свой отпечаток на предстоящий творческий период. О том, какие сюрпризы ожидают новокузнечан в ближайшем будущем и не только, мы поговорили с директором театра Мариной Евсой.

– Марина Александровна, расскажите, как прошло межсезонье, чем жил театр в течение лета?

– Это лето получилось очень насыщенным. И прежде всего потому, что театр, помимо своей основной деятельности, также стал площадкой для проведения различных городских мероприятий. Нам это интересно, и мы в этом охотно участвуем. Празднование 400-летия Новокузнецка, Всероссийский форум моногородов, фестиваль уличного кино – это лишь самые основные городские события, которые состоялись в театре.

Что касается нашей непосредственной творческой деятельности, то этим летом прошли обменные гастроли с городом Кемерово. Вообще же в минувшем сезоне традиционная гастрольная деятельность расширилась – у нас появилась возможность приглашать к себе на гастроли и участвовать в разных проектах не только летом, но и в течение года. Так к нам приехали Театр имени Вахтангова и Театр имени Ленсовета. В наступающем сезоне постараемся развить это начинание, и наш зритель вновь увидит спектакли столичных театров.

– Традиционная акция «Открытие касс» в этом году получилась весьма необычной. Чем это было вызвано и как всё прошло?

– Нам показалось, что просто запустить людей и продать билеты – не интересно. В этот раз мы решили открыть кассы как-то по-особенному. На дворе август месяц – фруктовая, ягодная пора. И мы подумали: почему бы не сделать такой «театральный урожай»? Открытие театральных касс всегда устраивается для того, чтобы у зрителей была возможность купить по акции как можно больше билетов. В качестве поощрения наиболее активные зрители, купившие 10 и более билетов, получали в подарок арбуз. Всем понравилось! Во избежание очередей, знакомых многим по первым годам проведения акции, все было организовано таким образом, чтобы люди могли купить билеты быстро: одновременно работали две кассы, несколько агентов по продажам билетов. Урожай оказался неплох – за один день было продано около двух тысяч билетов!

И дело не только в акции. Жители Новокузнецка театр любят и ходят сюда с удовольствием. На многие спектакли нередко билеты раскупаются за несколько дней. Хорошо работают театральные службы. Билеты сейчас можно купить не только в кассе, но и на сайте театра, в соцсетях, кассы есть также в крупных торговых центрах.

– Произошли ли в межсезонье какие-то перемены в творческом коллективе?

– Да, в нашей труппе новый актёр – Сергей Ермаков. Ему около сорока лет, а нам как раз нужен был «герой среднего возраста». Скорее всего, чуть позже ещё появится молодая актриса.

– Потерь нет?

– У нас уже сложился стабильный коллектив, все друг друга хорошо знают, понимают, поэтому состав труппы удаётся сохранять неизменным.

– Поменялась ли ситуация с главным режиссёром? Продолжаются ли поиски или Вы уже смирились с тем, что есть?

– Поиски, конечно, продолжаются. Но здесь не всё так просто. В различных театрах ситуация с режиссёрами складывается по-разному. Хорошо там, где есть сильные главные режиссёры, которые ведут театр, формируют его «лицо». Например, БДТ с Андреем Могучим или театр имени Вахтангова с Римасом Туминасом. В таких случаях, когда мы говорим о театре, мы отождествляем его с режиссёром. Соответственно, вся репертуарная политика при этом формируется им.

Нужен же не просто режиссёр, а тот человек, который, по сути, готов взять театр в свои руки и повести его туда, куда было бы интересно зрителю. Иногда получается, что приезжие режиссёры свои интересы ставят выше сложившихся традиций, условий, которые необходимы театру. Бывает так, что режиссёр прислушивается к администрации, но не находит общий язык с труппой. Все время возникают какие-то «но», которые, так или иначе, препятствуют творческому развитию.

Каждый театр должен быть индивидуальным, непохожим на другие. Несмотря на то что наш театр репертуарный, которых в России очень много, мы хотели бы вести свою политику, ставить свои цели, и будущий главный режиссёр должен хорошо понимать – для кого и для чего мы работаем, на что делаем акценты.

Безусловно, хочется найти того единственного и неповторимого, который бы влюбил в себя труппу и всех остальных вместе с директором, за кем бы мы пошли прямо с завязанными глазами, не оглядываясь. Но пока не удаётся. С приезжими режиссёрами не складывается, а своего мы пока не вырастили.

– Поговорим о планах на сезон: каких премьер ждать зрителям, в каких мероприятиях планируете принять участие?

– Начинаем сезон традиционно с детской премьеры. К началу учебного года мы несколько лет уже готовим какую-либо сказку. На этот раз на малой сцене поставили сказку-вестерн «Вождь краснокожих». Этот спектакль будем показывать не только в стенах театра, но и планируем выезды – как в близлежащие города, так и, возможно, в школы.

Параллельно у нас идут репетиции на большой сцене. Петербургский режиссёр Борис Гуревич ставит комедию Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», в которой будет занята большая часть труппы.

Открытие сезона состоится 5 сентября, параллельно с открытием Международного фестиваля камерных театров «Окна», который пройдёт уже второй раз. В этом году к нам приедут гости из Швеции, Молдовы, Карелии, Москвы, Петербурга, Казани, Новосибирска. В течение трёх дней участники фестиваля покажут свои лучшие камерные спектакли.

В октябре ожидается еще одна премьера – спектакль «Вий», который будет ставить молодой режиссёр из Петербурга Николай Русский. Этот спектакль станет продолжением нашего проекта – гоголевской трилогии. В прошлом году поставили «Нос», который идёт на малой сцене. «Вий» будет идти в декорационном зале. А в следующем году планируем что-то ещё – на большой сцене. Возможно, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Эти три спектакля позволят зрителям находиться в театре практически полдня, перемещаясь с одной площадки на другую, попутно участвуя в неких квестах либо мероприятиях, и в итоге – глубже погрузиться в атмосферу произведений Гоголя.

Особенные планы есть и на Новый год. Специальную постановку мы в этом году не делаем, в нашем репертуаре уже довольно много спектаклей, которые можно показать нашим зрителям на новогодние праздники. Поэтому мы решили отказаться от отдельного спектакля и устроить что-то вроде парада или калейдоскопа сказок: по 2 дня давать разные сказки, которые у нас есть в репертуаре.

После Нового года мы традиционно проводим лабораторию, на этот раз по Набокову. Сейчас мы ведём переговоры с режиссерами, которые смогли бы приехать. Лаборатория – это всегда драйв, особая творческая атмосфера, это всегда ожидаемый нашими актёрами проект, когда за 3-4 дня делается мини-спектакль. Некоторые эскизы так и остаются в итоге эскизами, другие могут быть доработаны в полноценный спектакль, как это было после прошлогодней лаборатории по Солженицыну.

После этого нас ждут ещё два больших проекта. Один из них, с участием режиссёра из Германии Андерса Мерца, – спектакль «Сказки Венского леса». Также мы начнём ставить в этом сезоне «Пиковую даму», которая, скорее всего, станет премьерой уже следующего сезона. Это будет бенефис нашей заслуженной артистки Российской Федерации Вероники Иосифовны Березняковой.

И, конечно же, планируем гастроли, которые на этот раз, наверное, пройдут не в июне, а в сентябре. Мы поедем в сентябре в «Табакерку», а «Табакерка» приедет в октябре к нам.

– Можете ли приоткрыть планы на празднование юбилея? И какой ожидается Ночь искусств, в которой театр всегда принимает участие?

– 6 ноября театру исполнится 85 лет. Дата серьёзная, и мы, конечно же, готовимся. Будут фильм, буклет, творческая программа. Поскольку Ночь искусств по дате очень близка к юбилею, у нас появилась мысль: может, эти два события как-то объединить и сделать общий праздник. Очень хочется, чтобы празднование юбилея запомнилось горожанам, чтобы оно отличалось от традиционных официальных мероприятий и прошло в каких-то необычных формах, в разных пространствах, уголках театра. Это всё-таки театр, и надо «по-театральному» подойти к юбилею. Точных решений пока нет, но они активно обсуждаются, так что обязательно будет интересно.

– Вот уже почти 10 лет вы возглавляете театр. Не устали? Где находите силы двигаться вперёд?

– Вы знаете, я постоянно сама себя взбадриваю. Иногда мне кажется, что я уже перегорела, всё уже сделано, на рельсы свои поставлено, может работать без меня, только дай поручение раз в неделю, и всё будет двигаться. Выручает то, что мне всегда интересно что-то новое. Я сама от себя «зажигаюсь». А когда есть союзники, которые тебя понимают, поддерживают, то, безусловно, хочется идти вперёд, ставить необычные задачи – в первую очередь перед собой, а затем перед своим коллективом. И когда твои идеи и проекты реализуются, то, безусловно, получаешь удовлетворение. Особенно если это интересно другим, востребовано у зрителя и имеет резонанс. После очередного успеха всегда хочется ещё что-то новое придумать.

У нас в коллективе уже все знают, что в нашем театре бессмысленно говорить: «Это невозможно». В любом деле можно найти какие-то варианты, чтобы оно из невозможного стало реальным. Итог может получиться даже лучше, чем предполагалось. У нас в России вообще развитие часто происходит от обратного – не благодаря, а вопреки чему-то. Недостаточное финансирование, отсутствие технических средств, какие-то другие проблемы побуждают принимать нестандартные решения, которые в итоге оказываются интереснее первоначальных.

– То есть мы можем утверждать, что все ваши планы за эти 10 лет оказались реализованными?

– Именно так!


Просмотров статьи: 1436