Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Улица Херсонская

Газета «Новокузнецк», выпуск №33 (978)  //  Рубрика: Безопасные и качественные дороги

// Фото: Мария КОРЯГА

В 2018 году в Новокузнецке, как ожидается, в нормативное состояние будет приведено более 95 километров покрытия. В том числе на дорогах областного значения в границах Новокузнецкой агломерации. В 2017 году было отремонтировано также около 90 километров городских дорог. Особенно значимым подобный масштабный ремонт становится в год 400-летия Новокузнецка. В городе с многовековой историей каждая дорога имеет своё лицо. Одна из них – улица Херсонская.

Располагается эта улица неподалёку от бывшей шахты «Зыряновская», на самой окраине Орджоникидзевского района, как и сама Украина находилась на окраине бывшей Российской империи. Названа Херсонской (рядом ещё есть и проезд Херсонский), можно сказать, «по инерции» дружеского расположения и братских чувств. Об этом свидетельствуют некоторые архивные документы того далёкого времени, когда некоторые улицы стали носить названия городов братских республик, входящих в состав СССР.

И хотя время и политические события многое изменили в настоящей действительности, Херсон, основанный Екатериной II, по праву считается городом русской воинской славы. Не секрет, что сегодня об этом в Украине многие предпочитают забыть. Однако факты – вещь упрямая. Так, согласно историческим данным, во время Русско-турецкой войны (1735-1739 гг. ) на правом берегу Днепра было построено укрепление русской армии под названием «Александр-шанц». После победы в войне возникла необходимость в верфи на Чёрном море для строительства полноценного военного флота. Для определения места была организована экспедиция, которую возглавил вице-адмирал Дмитрий Сенявин, командующий Азовской флотилией. Именно он предложил строить корпуса судов под прикрытием укреплённого Александр-шанца. А после этого, спуская их в лиман в районе Глубокой гавани, оснащать орудиями, мачтами и такелажем. План Сенявина был одобрен высочайшим рескриптом в декабре 1775 года. Спустя три года Екатерина II подписала указ об основании крепости и верфи. А вместе с ними был заложен и город, получивший название Херсон в честь Херсонеса Таврического, богатого историческим прошлым и расположенного неподалёку от Севастополя.

Херсону было суждено стать колыбелью и первой базой Черноморского флота, экономическим и политическим центром края. Основателем, а впоследствии губернатором города был фаворит императрицы Екатерины II, известный государственный и военный деятель Григорий Потёмкин. Строительство крепости и города поручили главнокомандующему Черноморским флотом Ивану Абрамовичу Ганнибалу, старшему из одиннадцати детей Ибрагима Ганнибала. Во время Русско-турецкой войны он отличился храбростью, мужеством и изобретательностью. В июле 1778 года Иван Ганнибал был назначен главным командиром Херсонской крепости. Потомок «арапа Петра Великого» ревностно принялся за исполнение возложенного на него поручения. Через три года в Херсоне уже стояли адмиралтейство, литейный дом, арсенал, верфи, казармы и частные дома. Крепость была снабжена гарнизоном и 220 орудиями.

Вскоре жизнь здесь закипела. На херсонской верфи строились различные суда. В гавани находились военные и купеческие корабли. В городе открывались торговые иностранные дома. Ганнибал призвал на «обжитие» Херсона и окрестностей множество выходцев из Греции и Италии, чьи потомки до сих пор живут на землях Таврии. Его внучатый племянник Александр Сергеевич Пушкин написал о своём родственнике в стихотворении «Моя родословная»: «…Пред кем средь чесменских пучин / Громада кораблей вспылала / И пал впервые Наварин». (Иван Ганнибал во время Русско-турецкой войны участвовал во многих морских сражениях. Так, будучи в чине бригадира он сражался в Наваринском бою. Принимал участие и в Чесменском сражении, когда был почти полностью сожжён турецкий флот.)

В сентябре 1783 года со стапелей адмиралтейской верфи Херсона был спущен на воду первый большой корабль – 66-пушечный гигант «Слава Екатерины».

Неподалёку от улицы Херсонской в горняцком Орджоникидзевском районе Новокузнецка расположено самое красивое и знаковое для шахтёрской окраины здание – собор Рождества Христова. Это не просто архитектурное украшение города, а мемориал в честь погибших шахтёров. При закладке храма в 1998 году считалось, что собор будет стоять в память только о тех 67 горняках, что погибли в шахте «Зыряновская» (трагедия случилась 2 декабря 1997 года). Но сегодня его считают «собором памяти» всех шахтёров Кузбасса, не вернувшихся из забоя.

Закладной камень собора был освящён в июле 1998 года. Но вскоре из-за отсутствия средств его строительство на долгие годы было заморожено. Появился он, по сути, благодаря общей поддержке жителей города и области. Поднимали его всем миром (деньги жертвовали крупные организации, предприниматели и простые прихожане), и потому он может считаться народным храмом. Центральный купол собора выполнен по аналогии с куполом храма Христа Спасителя в Москве. Он настолько велик, что поднимать его приходилось отдельными фрагментами и монтировать в единое целое прямо на высоте, сразу же на центральном «барабане». Маковка на колокольне стала высшей точкой Орджоникидзевского района (51,6 метра). Общая площадь храма – 3391 квадратный метр, вместимость – свыше 2000 человек одновременно. Основой композиции фресок внутри собора послужили традиционные образцы церковной росписи XIV-XV(!) веков. Полусферические арки и выпуклые иконы выполнены в древней византийской традиции. Купель храма украшена раннехристианскими символами. По словам знатоков православной храмовой архитектуры, общим стилем новокузнецкого храма-мемориала выбран симбиоз, в котором «соединились историческая эклектика и псевдорусский стиль». 25 августа 2013 года, в День шахтёра, храм был освящен. Службу совершил Патриарх Русской православной церкви Кирилл.


Просмотров статьи: 1006