Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Проспект Металлургов

Газета «Новокузнецк», выпуск №27 (972)  //  Рубрика: Безопасные и качественные дороги

// Фото: Мария КОРЯГА

В 2018 году в Новокузнецке, как ожидается, в нормативное состояние будет приведено более 95 километров покрытия. В том числе на дорогах областного значения в границах Новокузнецкой агломерации. В 2017-м было отремонтировано также около 90 километров городских дорог. Особенно значимым подобный масштабный ремонт становится в год 400-летия Новокузнецка. В городе с многовековой историей каждая дорога имеет своё лицо. Одна из них – проспект Металлургов. В текущем году запланирован ремонт отрезка дороги, начиная от улицы Орджоникидзе до проспекта Кузнецкстроевский.

Долгие годы проспект Металлургов был главной магистралью города. Начиная с 1950 года, он официально числился его центром. Но время шло. И в 90-х годах «эстафета» лидерства была отдана более перспективной и современной магистрали – улице Кирова. Однако всё, что связано с проспектом Металлургов, названным в честь его основных жителей – носителей «огненной профессии» – по-прежнему в городе так и именуется «старым центром».

У проспекта, как и всего города, – большое, интересное прошлое. До августа 1957 года он назывался проспектом Молотова, носил имя председателя Совета народных комиссаров СССР, Министра иностранных дел СССР, одного из высших руководителей ВКП (б) и КПСС с 1921 по 1957 год Вячеслава Молотова (назван в его честь он был 27 января 1935 года). Настоящая фамилия народного комиссара была Скрябин, а Молотов – революционный псевдоним. По словам его внука, историка и политолога Вячеслава Никонова, которого нередко можно видеть и слышать в программе Владимира Соловьёва, хотя в детстве его дед и играл на скрипке, и писал стихи, от музыкальной фамилии он решил отказаться напрочь. «Во-первых, Молотов – звучало вполне по-пролетарски, индустриально, что должно было импонировать рабочим, которые недолюбливали партийцев из интеллигенции. Вторая причина – вполне прозаическая. Деду было легче произносить этот псевдоним. В слове «Скрябин» три первых согласных звука заставляли его заикаться, особенно, когда он волновался». В 1957 году проспект «по просьбе трудящихся» (начались известные партийные гонения) из «Молотовского» был переименован в проспект Металлургов.

На проспекте Металлургов в ноябре 1933 года была проложена первая не только в городе, но и в Сибири трамвайная линия. В ноябре этого года будем отмечать 85-летний юбилей городского трамвая. Так что наш трамвай стал «первенцем» за Уралом и сразу же фактически единственным видом общественного транспорта в городе, других вариантов которого, собственно говоря, ещё и вовсе не было. На укладку четырёх километров трамвайного пути, что расположился между землянками, мобилизовали 800 крестьян. Они вручную ударными темпами укладывали трамвайное полотно, отсыпая его речной галькой. Многие землянки в районе площади Маяковского для этого пришлось снести, потому что они считались самостроем. Кому-то вместо прежнего жилья дали комнаты в бараках и каменных домах Соцгорода, а кому-то пришлось вновь рыть землю. Газета «Большевистская сталь» в номере за 30 ноября 1933 года писала: «Пугая собак и набожных граждан, трамвай промчался по городу». Мчался он по маршруту, начиная от ДОЗа и до железнодорожного вокзала. Для его запуска в город пришли 8 моторных и 10 прицепных вагонов Мытищенского машиностроительного завода. Трамваи для города добывал сам нарком Серго Орджоникидзе».

В музейных архивах есть сведения, что поначалу зимой новый транспорт не мог выходить на маршрут без раскалённых на костре кирпичей. Такие «грелки» кондукторы и водители укладывали под сиденье, чтобы не замёрзнуть. Ведь трамвайные вагоны в то время были не отапливаемые. На конечных остановках находился дежурный – специальный рабочий, который следил за «жаровней» и нагревал кирпичи. В сумке кондуктора постоянно присутствовал деревянный скребок, которым счищали иней с внутренней стороны лобового стекла. Без этого вагоновожатый не мог видеть перед собой дорогу. Первые годы, поскольку развлечений в городе, по сути, не было, езда на трамвае считалась своего рода особым видом культурного досуга. Верхом куража было проехаться с ветерком на трамвайной подножке. И билетов платить не надо, и экстремальных ощущений можно было набраться по полной программе.

Одна из главных достопримечательностей проспекта – Сад Металлургов. Именно здесь в тридцатые годы началось настоящее озеленение города. Заложен Сад был в 1930 году, во время первых субботников. В эти же годы горожане высадили на проспекте маньчжурский орех, который долгие годы радовал жителей Сталинска (прошлое название Новокузнецка) своим обильным урожаем. А спустя семь лет в Саду был возведён фонтан, украшенный лепными изображениями рыб и водяных лилий. В центре фонтана возвышалась скульптурная группа, изображавшая двух рабочих, бурящих скважину. Идея, оформление и отделка фонтана принадлежит талантливому скульптору Андрею Гавриловичу Гамулину, который был хорошо известен в те годы, как в городе, так и в стране, и незаслуженно забыт в наше время. Вскоре будет пятьдесят лет как его не стало. Андрей Гамулин – ученик знаменитых иностранных мастеров барельефного искусства – Дигранжа и Обера, член Союза художников с 1933 года, автор скульптурных композиций и барельефов, украсивших здания и парки во многих городах нашей страны: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Новокузнецке, Кемерове, Рубцовске, Прокопьевске, Алма-Ате. В Сталинск (Новокузнецк) Андрей Гамулин вместе с семьёй переехал из Санкт-Петербурга в 1935 году на строительство Соцгорода. И сразу же активно включился в работу скульптурной мастерской, которая занималась оформлением фасадов и интерьеров зданий, городских садов, парков и улиц. «За время своего существования мастерская проделала большую работу. Все статуи и вазы по проспекту Молотова (в настоящее время – проспект Металлургов), фонтан в сквере Металлургов, внешнее оформление Дворца металлургов, внутренняя отделка Театра юного зрителя и многое другое – всё это вышло из скульптурной мастерской», – свидетельствуют архивные документы. «Школа» Гамулина стала началом начал в городском оформлении и дизайне.

Одновременно с появлением трамвая в 1933 году на проспекте Молотова был возведён первый в городе кинотеатр «Коммунар». В 1936 году сдан в эксплуатацию Дворец культуры КМК. В это же десятилетие построен драматический театр, а в 1966 году на месте бывшего болота разбит парк имени Гагарина. Так что сам по себе проспект в сопровождении таких значимых сооружений стал большой исторической достопримечательностью нашего и древнего, и молодого города.


Просмотров статьи: 1072