О добросовестной конкуренции и вопросах безопасности
Встреча Главы города Сергея Кузнецова и инициативной группы предпринимателей – собственников киосков и павильонов, расположенных на территории Новокузнецка, состоялась вчера, 16 мая, в администрации города. Темой обсуждения стали вопросы размещения нестационарных торговых объектов.
Напомним, в феврале этого года было принято постановление администрации Новокузнецка, определяющее изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа. По сути, в городе была принята новая схема земельных участков, которые могут быть арендованы предпринимателями под размещение киосков. Она внесла окончательную ясность в вопросы законности нахождения торговых павильонов по тем или иным адресам. Кроме того, в ней предусмотрены требования безопасности, согласно которым запрещено размещение киосков в зоне инженерных сетей и в пределах 100 метров от таких стратегических объектов и мест массового скопления людей, каковым является в нашем городе железнодорожный вокзал. Также, как пояснила присутствовавшая на встрече с предпринимателями Светлана Поздеева, начальник управления потребительского рынка и развития предпринимательства, изменениями в схему были исключены адреса, которые не были востребованы малым бизнесом – 241 объект. Ещё 147 адресных ориентиров исключили, так как эти земельные участки расположены в зоне пролегания инженерных сетей. В итоге вместо порядка 900 мест для размещения нестационарных торговых объектов в городе осталось более 500.
Такие изменения, хотя и были основаны на законных требованиях, ожидаемо вызвали вопросы у владельцев торговых киосков и павильонов Новокузнецка. Некоторые предприниматели осознали, что должны покинуть долгое время занимаемые места, в обустройство которых было вложено немало сил и средств. «Я поставила павильон на Вокзальной, сама, на свои средства подключила к нему электричество, и вот теперь, спустя два года, мне приходится выходить на торги, бороться на аукционе за право размещения здесь своего киоска!» – возмутилась одна из предпринимательниц, принявшая участие во встрече.
Тем не менее, «закон суров, но это закон». По словам Евгении Свиленок, начальника юридического отдела комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации Новокузнецка, понятие «нестационарный торговый объект» предполагает мобильность такого вида торговли. При необходимости владелец павильона должен демонтировать его, переместить с занимаемой территории. И такая необходимость существует в том случае, когда срок договора с владельцем торгового объекта на аренду данного участка муниципальной земли истекает. Это и стало основой непонимания у представителей данного вида малого и среднего бизнеса. Некоторые из них продолжают занимать привычные земельные участки, несмотря на различные предписания и требования.
Так, разъяснила Евгения Свиленок, эта проблема проявилась ещё в 2012 году. Были проведены, согласно действующему тогда местному законодательному акту, аукционные торги на право заключения договора об аренде земельного участка под нестационарные торговые объекты. Однако новые арендаторы муниципальной земли не смогли поставить свои киоски на соответствующие участки – прежние владельцы павильонов не демонтировали принадлежащие им торговые точки.
Проведение аукционных торгов стало ещё одним камнем преткновения для предпринимателей, ведущих торговлю в киосках и павильонах. С марта 2015 года вступила в силу новая редакция Земельного кодекса РФ, которая, в частности, упрощала порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на правах аренды. Им больше не нужно подготавливать и согласовывать акт выбора земельного участка. Образование земельного участка проводят в соответствии со схемой его расположения, которая разрабатывается органами местной власти. При этом земельные участки могут быть предоставлены в аренду только через процедуру аукционных торгов. Кодексом предусмотрен ряд исключений из этого общего правила, однако в этом перечне нет нестационарных торговых объектов. Соответствующие изменения были приняты в 2015 году и в законодательство регионального уровня.
– Те предприниматели, которые на март 2015 года имели действующие договоры аренды либо утверждённые схемы земельных участков, при прекращении действия данных договоров не имеют преимущественного права на заключение нового договора аренды в обход процедуры торгов, – прокомментировала ситуацию Евгения Свиленок.
Таким образом, по большому счёту, порядок размещения павильонов или киосков и торговли в них следующий. Предприниматель, имеющий действующий договор на право аренды, может размещать на занимаемом им участке киоск на период, предусмотренный в этом договоре. Благоустройство прилегающей территории и вложение сил в него – отдельный вопрос, он регламентируется правилами благоустройства городского округа. По истечении срока действия договора комитетом градостроительства и земельных ресурсов организуется открытый аукцион на право аренды участка – на новый срок, и владелец киоска может участвовать в нём, предоставив установленный задаток. В случае победы в торгах предприниматель может продолжать располагаться на этом земельном участке, опять же – до окончания срока действия договора. Если же победителем открытых торгов признаётся другой предприниматель, прежний владелец должен нестационарный торговый объект демонтировать – освободить участок для установки нового павильона. То есть закон обеспечивает создание условий для добросовестной конкуренции в сфере мелкой торговли.
Такой механизм законен и действует сегодня в Новокузнецке, однако некоторые владельцы киосков демонтировать собственные павильоны не торопятся. Комитет градостроительства вынужден неоднократно обращаться с этим вопросом в судебные инстанции, выдавать предупреждения предпринимателям.
Подобная работа ведётся и в отношении нестационарных торговых объектов, размещённых на участках, не вошедших в изменённую схему. Однако, несмотря на строгий порядок предоставления в аренду земельных участков под павильоны и киоски, для их владельцев существует немало возможностей для выбора места торговли.
– В новой схеме порядка 590 адресных ориентиров, которые можно выбрать вместо освобождённых участков, – подчеркнула Светлана Поздеева.
Предприниматели могут обратиться с соответствующим заявлением, а также с просьбой рассмотреть иной участок, не включённый в схему, в районные отделы торговли, в администрацию города или напрямую в рабочую группу под председательством заместителя Главы города Евгения Бедарева, прорабатывающую данный вопрос.
– Представителей собственников – владельцев нестационарных торговых объектов включаем в рабочую группу. Необходимо собрать все ваши предложения и посмотреть, что мы сможем сделать на местном уровне в рамках наших полномочий. Кроме того, будем обращаться к представителям региональной власти, – подвёл итоги встречи Сергей Кузнецов.
Просмотров статьи: 995