Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Секрет долголетия - любимая работа

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

На прошлой неделе мы отпраздновали День Победы. Праздник в очередной раз продемонстрировал нам, каким несгибаемым духом обладает наше старшее поколение. Люди, на долю которых выпали война, голод, лишения, потеря близких, несмотря ни на что, продолжают быть примером стойкости и жизнелюбия.

Новокузнечанка Валентина Дмитриевна Миняйлова – из тех, кого относят к категории «дети войны». Закалённая с младых ногтей непростыми условиями существования, вынужденная повзрослеть раньше времени, она воспитала в себе и пронесла на протяжении всей жизни любовь к труду, силу воли и способность к самодисциплине. Несмотря на солидный возраст – 85 лет – эта удивительная женщина до сих пор на трудовом посту.

Рабочий стаж Валентины Миняйловой (только задумайтесь!) – 65 лет! Два года назад за трудовые заслуги ей была вручена областная награда – орден «За обустройство земли Кузнецкой».

В трест «Кузнецктяжстрой» (впоследствии «Новокузнецкстрой») Валентина Достовалова (девичья фамилия) пришла в 17 лет. Устроилась учеником лаборанта. В то время трест владел огромным конным двором, и потому строительные площадки лаборантке Вале приходилось объезжать на лошади. Вскоре начальником лаборатории был назначен Альфред Вайсборт, который заставил всех молодых работниц с восьмиклассным образованием продолжить обучение. «Мне нужны настоящие, профессиональные технари!» – заявил он. Так Валентина Достовалова поступила в Новокузнецкий монтажный техникум. Взяв курс на повышение профессионализма, с годами она доросла до должности главного технолога треста.

– Без нас, технологов, ни один объект не начинал возводиться! Я контролировала организацию площадки для будущей новостройки. Для этого выезжали в чистое поле, делали отметки там, где будут возводить здание, ставить башенный кран, располагать строительные бытовки, куда подведут освещение и где проложат временные дороги. Словом, я отвечала на стройке за каждый забитый гвоздь, – рассказывает Валентина Дмитриевна. И показывает план на старенькой, сохранившейся ещё с тех давних времён пожелтевшей кальке: «Без такой бумажки ни одно строительство в городе не начиналось. Это было началом начал. А строили мы и дворцы, в том числе и дворец «Алюминщик»; и театры, к примеру, Новокузнецкий драматический театр; и заводы – такие, как Новокузнецкий алюминиевый завод и завод «Кузнецкие ферросплавы»; цирк; жилые дома. И все объекты сдавали на «отлично», – подчёркивает она. Привела и такой факт. Они, новокузнецкстроевцы, первыми стали применять не деревянные, а металлические ограждения для стройплощадок. Деревянные быстро выходят из строя, а из металла, как оказалось, куда долговечнее. Вскоре их передовой опыт переняли и другие строители города.

Они, технологи-строители, строго контролировали надёжность возводимых зданий. «Такой был жёсткий надзор! Даже для того, чтобы завезти на стройку и запустить какой-либо кран (башенный, гусеничный или пневматический), надо было пройти согласование в нескольких инстанциях!» – вспоминает Валентина Миняйлова. И потому недавняя трагедия в кемеровской «Зимней вишне» Валентину Дмитриевну глубоко задела и как человека («Ночи не спала, переживая»), и как профессионала. «Да разве можно над старым зданием, не проверяя его прочность и состояние, возводить надстройки! Ведь здесь целая комиссия должна была работать и при этом обязательно вести строгую приёмку. Так я, человек прежних строгих правил, понимаю. К тому же, в этой трагедии свою роль сыграли и новые быстровоспламеняющиеся материалы, которых там быть ну никак (!) не должно», – сетует она.

Сегодня Валентина Миняйлова работает заведующей кадровым отделом в одной из частных строительных компаний города. Кроме того, по доброй воле хранит архив 13 строительных управлений бывшего треста «Новокузнецкстрой» (архив берёт начало в 1942 году).

«Это – не только история. Но и подспорье людям в поиске самых разных сведений!» – поясняет она. Обращаются с просьбами выписать различные справки, как по зарплате, так и по стажу работы. Бывшие работники треста даже из-за рубежа присылают запросы. «Есть и такие, что проработать успели всего лишь две-три недели и уволились. Но как только наступает черёд заслуженного отдыха, спохватываются и бегут ко мне!» – рассказывает Валентина Дмитриевна. Нередко приходится ей, «шебутной и энергичной» (как она сама называет себя), отстаивая права рабочих, представлять их интересы на судебных заседаниях. Тех же штукатуров-маляров, которые в 50 лет имеют возможность выходить на пенсию. По поводу трудового стажа начальник кадрового отдела и архива, конечно, может выдать справку, а вот насчёт документального подтверждения о том, что этому штукатуру-маляру приходилось работать с красками повышенной степени опасности – нет. Таких данных в архиве не сохранилось. И тогда Валентина Дмитриевна лично, в качестве свидетеля, идёт на очередное судебное заседание. И там уверяет судей, что человек, будучи штукатуром-маляром, за свою вредную работу дополнительно получал молоко, а также лишние дни к отпуску. А эти льготы полагаются только при опасной работе. «Не было ни одного суда, чтобы я его в пользу нашего работника не выиграла!» – подчёркивает она.

Валентина Дмитриевна вспоминает и о том, как не только работали, но и отдыхали городские строители. Особенно в свой профессиональный праздник. Выезжали за город, к реке, разом по несколько строительных управлений. Устраивали там весёлые спортивные состязания, в том числе и по рыбной ловле. Варили уху, жарили шашлыки, пели песни. «До того было здорово!» – рассказывает.

В семье Валентины Дмитриевны немало строителей. Можно говорить уже и о строительной династии. В этой сфере трудились родные сестра и брат, племянники. Правда, её единственная дочь выбрала профессию учителя.

Секрет своего долголетия, как жизненного, так и трудового, Валентина Миняйлова, опять-таки, видит в своём деле, которому отдала почти всю жизнь. «Я себя уже приучила к дисциплине. Каждое утро вставать и идти на любимую работу. Заходить в здание, где я проработала много-много лет. В свои родные стены. И помогать людям. Вот уйду я, наконец, на заслуженный отдых… И кому они, эти архивы, будут нужны?» – со вздохом спрашивает она. И добавляет: «Значит, буду работать, сколько хватит сил!»


Просмотров статьи: 823