1618 достижений Новокузнецка
Нелегка судьба памятников в Кузбассе, коль даже первый в Кузбассе памятник едва простоял 10 лет. В 1868 году Его Императорское Высочество Великий князь Владимир Александрович изволили переплыть на лодке реку Томь тремя верстами ниже Кузнецка, собственноручно-с подгребая вёслами. Благодарные кузнечане в память об этом событии отстроили в пригородном селе Христорождественском мемориальный сарай и поместили туда сию лодку. Но в 1879 году случился пожар: сгорел и памятник, и соседняя церковь. А денег у мецената-купца Дмитрия Дмитриевича Бикенина хватило только на восстановление храма Божьего.
«Что-то с памятью моей стало»,
или Про памятники
Первую в Кузбассе каменную часовню-памятник постигла не лучшая участь. Построенная в 1886 году близ Спасо-Преображенского собора Кузнецка купцом С.Г. Шукшиным «во имя Иверской Богоматери в память мученической кончины царя Александра Второго», она была по приказу горсовета разрушена в 1931 году.
Из монументов Кузбасса самую большую занимаемую площадь имеет памятник «50 лет СССР» («Цветок»), украсивший 1 сентября 1972 года площадь-кольцо у Универбыта в Новокузнецке. Диаметр основания с цветником – 22 метра. Диаметр бетонной окружности – 10,5 метра. Лепестки – по 8 метров. На монумент ушло 8 тонн арматуры. Построен по проекту главного архитектора города Александра Выпова Промстройпроектом и Проектстальконструкцией.
Первый в Кузбассе танк-памятник – 34-тонный танк Т-34 на Площади Побед перед КМК в Новокузнецке. Этот подарок Сибирского военного округа установлен на железобетонном постаменте 8 сентября 1972 года. Сделанный из брони КМК, он участвовал в многочисленных сражениях и в съёмках фильма по роману Юрия Бондарева «Горячий снег».
Первый в Кузбассе паровоз-памятник был установлен в 1980-х в Мундыбаше, на Семафорной горе по инициативе Георгия Семеновича Головацкого, машиниста-паровозника с 40-летним стажем.
Самая мощная из пушек-памятников Кузбасса – 152-мм гаубица 486-го гаубичного артполка прорыва Верховного Главнокомандующего. Была установлена на Бульваре Героев Новокузнецка 9 мая 1989 года.
Самые старые в Кузбассе сохранившиеся пушки были выпущены в 1801 году в Екатеринбурге для Кузнецкой крепости и ныне четыре из них стоят у Новокузнецкого краеведческого музея и ещё две – у Кемеровского. В Кузнецкой же крепости в 1998 году установили их муляжи в натуральную величину.
Крупнейший в Кузбассе монумент – памятник Сталину – намечалось построить, разумеется, в городе Великого Сталина – Сталинске. 2 ноября 1952 года горисполком утвердил проект архитектора «Гипрогора» Градова застройки района ж.д. вокзала. «Большевистская сталь» написала: «Красиво будет оформлена Вокзальная площадь. В центре её будет воздвигнут 35-метровый монумент великого вождя народов Иосифа Виссарионовича Сталина».
Самая большая среди городов Кузбасса площадь под кладбища отведена в Новокузнецке – четыре городских погоста занимают 235 гектаров.
Крупнейшее в Кузбассе кладбище – Редаковское в Новокузнецке. Оно занимает официально 104 гектара, а фактически 150. В 2002 году оно было закрыто для новых захоронений. Второе по площади Кузнецкое (41 гектар).
Дольше всех действовало Кузнецкое Успенское кладбище – 280 лет – с 1655 до 1935 года. Располагалось оно за построенным в начале XX века ликёро-водочным заводом. В 1837 году на нём был построен Успенский каменный храм с деревянным верхом. В 1930-е годы храм снесли, а кладбище уничтожили, разбив на нём парк культуры и отдыха.
Стаpейшее из действующих кладбищ Кузбасса – Митинское в Новокузнецке – pаботает аж с 1929 года, правда, неинтенсивно. С 2003 года оно должно было стать основным.
Первый в Кузбассе элитный некрополь – некрополь великих доменщиков в первом Саду металлургов на Верхней колонии Сталинска – был открыт в 1931 году. Сюда перенесли прах учёного Михаила Курако, не дожившего до строительства КМК, здесь же погребли 23 человека, погибших 27 сентября 1931 года на первой крупной аварии на силосах коксового цеха.
Первое в Кузбассе захоронение путём замуровывания в стену произведено в июле 1933 года в строившемся тоннеле КМК, что связал Верхнюю и Нижнюю колонии. Прямо в стену вмурован гроб с не дожившим до пуска тоннеля прорабом Александром Михайловичем Заевым – он завещал похоронить его в толще заводской земли. Он внезапно заболел и умер от воспаления лёгких, но перед смертью «чтоб избежать разрыва со стройкой, чтобы не уйти бесследно в пустоту... просил похоронить... на том именно участке, который он вёл», как писали тогда. Вот его и замуровали в стену туннеля, напротив второй проходной КМК. На чугунной доске читаем: «Здесь погребен прах кузнецкстроевца А.М. Заева, производителя работ по строительству верхнего участка тоннеля. Июль 1933 года». Есть довольно жуткие воспоминания о похоронах. «Обитый кумачом гроб, привязанный к стреле подъёмного крана, торжественно проплыл в жгучем морозном закатном воздухе над головами тысяч собравшихся... Гроб возносился над пустотой – волнующий, значительный и необыкновенный... как лодка, готовая плыть в синеву...» Чистой воды коллективный сатанизм. «На могилу Заева, – повествует старожил, – насыпали гладкого речного щебня, а в ноги на щебень поставили четыре высоких решетчатых жаровни с коксом, чтоб влажная речная галька не смерзалась...» Фразы «жгучий морозный вечер», «чтобы галька не смерзалась» не очень вяжутся со временем – умер-то Заев в июле...
Просмотров статьи: 1064