Новокузнецкое городское телерадиообъединение

1618 достижений Новокузнецка

// Автор: Вячеслав ПАНИЧКИН
// Фото: Фото из архива автора

Первый в Новокузнецке ресторан открылся в 1933 году в гостинице на Верхней Колонии под номером... 13. Здесь впервые в пролетарском городе в интерьерах появились элементы вполне буржуазного стиля – американского ар-деко: псевдоегипетские колонны, упрощённые ордера, изогнутые диваны и кресла... всё это тогда только-только входило в высокую моду в Москве. Тринадцатый ресторан надолго стал местом притяжения публики, не отягощавшей себя коммунистической моралью и денежки в кошельке имевшей. Так, 20 мая 1937 года «Большевистская сталь» писала: «Эдуард Якубович работал председателем горкома союза медиков более трёх лет. В последнее время он окончательно морально разложился – вместо работы предпочитал днями и ночами просиживать в ресторанах с некой Золотарёвой и пропивать союзные деньги. Растрата составила 4 092 рубля, ещё 3 650 рублей он присвоил, не оприходовав в кассу. Суд приговорил его к пяти годам лишения свободы». После передачи здания под офис Сибруды ресторан был переделан в столовую.

Расцвет общепита

Первым в Кузбассе рестораном первого класса (да ещё с огромным роскошным гастрономом из четырёх отделов) стал сданный 31 декабря 1937 года трестом «Сталинскстрой» с оценкой «отлично» ресторан «Москва» на проспекте Энтузиастов в Сталинске. Правда, торжественно впустил публику он лишь год спустя – 17 февраля 1939 года в девять часов вечера, и работал до четырёх часов ночи с джаз-оркестром. В остальные дни он работал с десяти утра до двух часов ночи. В «Москве» трудились мастер кулинарии повар 1-й категории Василий Ефремович Караваев и повар-стахановец Бонарёв.

Именно этот ресторан стал в Сталинске прологом к переходу от конструктивизма к неоклассицизму в архитектуре. «Москва» имеет самый большой среди ресторанов области однообъёмный зал на 250 мест! На возведение пятиэтажного гиганта ушло 1 830 000 рублей. «Кухня оборудована по последнему слову техники, – писала тогда «Большевистская сталь». – На ней электроплита, мойка и (первая в Кузбассе) сушка посуды тоже с помощью электромеханизмов, (первый в Кузбассе) электроподъёмник для подачи продуктов из подвала, где шесть холодильных камер, (первая в Кузбассе) установка для изготовления пищевого льда. В тамбуре главного входа магазина устроена (первая в Кузбассе) тепловая завеса для преграждения холодного наружного воздуха, специальная вентиляция в зимнее время будет подавать тёплый воздух в залы. На сооружении гастронома особо отличились десятник Губин и мастер Иванов».

В 1941 году, дабы не смущать народ, Сталинскторг ресторан закрыл – в его залах стала работать столовая №8, но уже 25 февраля 1945 года «Большевистская сталь» опубликовала объявление: «Столовая №8 Сталинскторга в здании Гастронома покупает у населения за наличный расчёт для ресторана фарфоровую и фаянсовую посуду: сервизы, графины, блюда, стеклянные бокалы, стопки, рюмки и т.п.» А 20 марта 1945 года ресторан «Москва» открылся вновь и стал работать ежедневно с 21.00 до 02.00. «В ресторане имеется большой выбор разнообразных блюд, водка и пиво», – незамысловато писала «Большевистская сталь». Но при этом надо помнить – ещё шла самая страшная война, а противники в Берлине вообще получали от своего правительства по 50 граммов хлеба на человека в день.

Надо сказать, что ресторан такого класса в областном центре открылся только 26 марта 1946 года – по адресу Притомский участок, бывший Дом текстиля, второй этаж, трест «Особторг» открыл ресторан «Сибирь» с джаз-оркестром. Работало заведение с 13.00 до 02.00.

Первый на юге Кузбасса железнодорожный ресторан – «Гудок» при новокузнецком вокзале – был создан 25 апреля 1945 года как «коммерческий ресторан станции Новокузнецк». Он тут же разместил в газете объявление о вакансиях: «Требуются повара, опытные официанты, кастелянша, лотошники, швейцары, прачки. Оплата труда по повышенным ставкам и дополнительное питание. Обращаться: ж.д. вокзал, Контора головного буфета».

15 сентября 1945 года в Сталинском госцирке был открыт первый в Кузбассе коммерческий буфет Особторга и начались розыгрыши ценных призов по входным билетам.

Самый большой из построенных после «Москвы» в Новокузнецке ресторанов – сданный в 1978 году ресторан «Терсь» с большим залом на 210 мест и общей площадью 2 237 квадратных метров, а включая подвалы – 3 636 квадратных метров.

Самый большой в Кузбассе ресторан – «Солнечный», что напротив Торгового дома в Кемерове, был построен 30 апреля 1976 года по проекту Юрия Зюзькова. Однако в 1990-е годы его перепрофилировали под магазин мебели.

Первым в Кузбассе кафе с режимом работы до полуночи стало кафе «Колос» на перекрёстке Школьной улицы и проспекта Металлургов в Сталинске – 2 августа 1957 года.

Первое в Кузбассе молодёжное кафе – «Юность» на проспекте Металлургов в Новокузнецке – строилось по проекту архитекторов Виктора Ивановича Комара и Вадима Григорьевича Шкрядо с 30 сентября 1962 года и было открыто 10 января 1965 года. Кафе с залом в 300 квадратных метров на 165 мест стало самым модным местом молодёжных гуляний. Огромная, словно «чиркнутая» от руки надпись «Юность» неоновым светом напоминала об этом. Здешний оркестр играл, разумеется, не «Валенки» и не тоскливо-пошляцкие ресторанные песни – только твист и рок-н-ролл. Полулегальные стиляги сразу признали «Юность» за свою. Однообъёмное здание со сплошным остеклением на два этажа сразу. Причём второй этаж словно висел внутри здания в виде изгибающейся антресоли площадью 120 квадратных метров. Всё, что делается в залитом голубоватым неоновым светом зале, было видно с улицы – всякие шторы исключались категорически. Острый дефицит витринного стекла толщиной 7 миллиметров привёл, правда, к нарушению авторского замысла – остеклить пришлось лишь главный фасад – остальные три были наглухо обложены кирпичом и заштукатурены. Но по части интерьера зодчие не пошли на компромисс – всё было выполнено по проекту: и сцена, и лесенка, и антресоли, а кемеровский художник Рудольф Галков расписал зал на 165 мест. Итого сметная стоимость кафе составила 220 тысяч рублей – огромные по тем временам деньги. Тоненькие столики и стулья, демократичный фаянс вместо дорогого хрусталя, и даже стаканы – круглые и тонкие вместо «традиционных» гранёных и толстых. Но, к сожалению, всё, чего старательно избежали в 1960-е Комар и Шкрядо, пришло в «Юность» в 1990-е: тяжёлая мебель, обитые деревом перила и лестницы и соответствующая музыка.

Крупнейший в Сибири пивбар «Таёжный» был открыт 30 октября 1982 года по улице Тольятти в Новокузнецке. Построен он РСУ-2 под руководством Николая Кулешова по проекту архитекторов Юрия Журавкова и Бориса Маслова. Он обошёлся городу в 360 000 рублей. Два зала общей площадью 956 квадратных метров, 18 ёмкостей по 300 литров и штат в 60 человек! Впервые в Кузбассе зодчие применили здесь кладку кирпича по-липецки – кирпичи выстроились в струнки снизу доверху.

Первое кафе шорской национальной кухни, единственное в Кузбассе, а значит и в мире, открыто 10 октября 1995 года в Междуреченске В. Чернышовой. Фирменными блюдами стали «пелбен» (пельмени), жаркое из лосятинки и медвежатинки, пирог с хариусом, жареная колбишка и национальный самогон – «абыртка» да медовуха. В столице же Горной Шории – Таштаголе – шорское национальное кафе открылось ровно через пять лет – «Алтын юрт», что в переводе на русский язык это значит «Золотая юрта». Оно привлекло многочисленных в этих живописных местах туристов-горнолыжников.

Самое большое в Сибири кибер-кафе с 50 компьютерами было открыто 16 ноября 2005 года в новокузнецком торгово-развлекательном центре «Глобус».


Просмотров статьи: 1287