Новокузнецкое городское телерадиообъединение

"Строки Есенина вызрели красками…"

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Случается так, что увлечение поэзией в юности вдруг в зрелые годы проявляется самым неожиданным образом. Яркая и глубокая природа слова преображается в красочную стихию акварели и графики. Так случилось с новокузнецким художником Владимиром Васильевым, который с юных лет увлекается творчеством Сергея Есенина. Следуя стихотворным сюжетам любимого поэта, он на протяжении нескольких лет делал наброски и рисунки. Они со временем превратились в выставку из 40 с лишним работ. Свою экспозицию, которая открылась в Доме творческих Союзов, он так и назвал: «По следам поэзии Есенина».

– Виктор Тимофеевич работает художником всю жизнь, но лишь недавно вступил в наш профессиональный Союз художников. Хотя в выставках разного ранга участвовал постоянно. Настолько скромный человек, – говорит Анатолий Думлер, организатор экспозиции, руководитель творческого объединения мастеров декоративно-прикладного творчества «Кузнецкая слобода».

По словам Анатолия Думлера, работы Владимира Васильева он увидел десять лет назад. Увидел и поразился, что такой замечательный акварелист «сидит дома, рисует себе потихоньку в стол и никуда не высовывается».

– Срочно взяли его на заметку, и с тех пор не выпускаем из вида, – говорит Думлер.

Несколько строк из биографии автора. Уроженец Енисейска Владимир Васильев окончил Красноярское художественное училище имени В.И. Сурикова по специальности «художник-оформитель». Затем почти десять лет работал художником-конструктором и ведущим художником в отделе архитектуры на Новокузнецком алюминиевом заводе. Затем некоторое время он занимался дизайнерской работой в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость», был оформителем музея трудовой славы НКаЗа. Параллельно с оформительской работой трудился над картинами смешанной техники (акварель, карандаш, тушь). Со своими творениями участвовал и побеждал в региональных, областных, городских и персональных выставках.

– Что меня так задело в творчестве Есенина, всколыхнуло мои чувства, от чего я взялся за кисть и карандаш? Пронзительная любовь поэта к Родине, к России, к простому человеку. Он был ярким символом раскола во времени, который резко разделил прошлое и настоящее. И не потому ли почти от каждого есенинского произведения веет драматизмом? В его поэзии очень хорошо прослеживается связь природы с человеком, настроения – с временами года. – Если тяжело на душе, вспоминаются строки: «Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком, и журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком…» И вся эта есенинская поэзия очень хорошо ложится на холст, на бумагу, – признаётся Владимир Тимофеевич, комментируя свои работы.

Рассказывает он и о том, как когда-то на листах рождались урывками какие-то эпизоды, наброски. Но он их отставлял в сторонку, чтобы освежить, как он говорил, «замыленный глаз». И снова брался за есенинские томики из своего собрания сочинений. И вновь читал их запоем, чтобы посмотреть на свои работы заново. Самым плодотворным в этом плане оказался прошлый год. После него художник и решился выставить свои акварели в большой экспозиции.

Большое количество триптихов (комбинаций трёх картин на одну тему) на выставке посвящено поэме о Пугачёве. В них отображено, как Пугачёв собирал войско. Тревожность времени передана через образ – суетящуюся стаю ворон. Есть работа, где на переднем плане изображена согбенная старуха, повернувшаяся лицом к зрителям. Она словно пророчит беду – гибель вожаку народного бунта. В ярости несётся на горячем скакуне Салават Юлаев, правая рука Пугачёва и его свирепый военачальник. Бьют в колокола, созывая народ, пугачёвцы. Так и слышишь этот тревожно-медный гул набата!

Есть триптих о детстве и конце жизни «бунтовщика Емельяшки», его казнь. И всё это написано углём. В мрачных чёрных тонах. Как и работа под названием «Чёрный человек», где сидящий на смертном одре поэт встречает своего чёрного предвестника: «Друг мой, друг мой! Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль...»

Контраст «пугачёвским» триптихам составляют другие работы, выписанные в ярких акварельных тонах, чьи названия говорят сами за себя: «Золотая осень», «Яблочный Спас», «Утренняя рыбалка», «Лебединая верность». Под очарованием есенинской поэзии писались они легко и светло, признаётся автор.

Песенную звенящую лёгкость Есенина почувствовали в картинах новокузнецкого художника и горожане. Одна из посетительниц выставки в книге отзывов написала: «Не передать словами мой восторг! Это надо смотреть! Над этим надо размышлять. Новых творческих задумок Вам, уважаемый Владимир Тимофеевич!»


Просмотров статьи: 973