Новокузнецкое городское телерадиообъединение

1618 достижений Новокузнецка

// Автор: Вячеслав ПАНИЧКИН
// Фото: Фото из архива автора

По части городского электротранспорта Новокузнецк и Кузбасс в целом впереди России всей. В Кузбассе больше всего городов с муниципальным электротранспортом: в четырёх из них ходят трамваи, в трёх – троллейбусы.

Первый в Сибири трамвай

Любопытно, что, например, в середине 1990-х одновременно эксплуатировались аж шесть типов трамваев: от сталинских (и в смысле времени, и в смысле прежнего места работы), произведённых на Рижском заводе, до современных угловатых усть-катавских и питерских.

Первый проект строительства трамвая в Кузбассе был предложен ещё в 1918 году! По плану главы «Копикуза» И.И. Федоровича трамвай для подвоза рабочих к заводу следовало построить в 25-тысячном городе-саде Шушталепе – будущем центре сибирской металлургии, как писали в книге «Пути к поднятию производительных сил Алтая (отчёт комиссии проектов отдела организации производства)», изданной в Москве в 1919 году.

Первый в Сибири трамвай пошёл в Новокузнецке 30 ноября 1933 года в 16.00 от остановки «Лесозавод» до Соцгорода. За штурвал засела троица: начальник партии Хитаров, предгорсовдепа Алфёров и замначальника КМК Кропик. Восемь двух- и трёхвагонных составов водили москвичи, а через год их сменили 17 местных вагоновожатых и 32 кондуктора. Разрешение на строительство трамвая Наркомтяжпром дал летом 1933 года. И назывался он поначалу именем Р.М. Хитарова – вожака комсомолии, находящегося в уголовном розыске германской полицией. 22 октября 1933 года в город прибыли первые 10 вагонов. Ширина колеи с тех пор повсюду 1 524 миллиметра. Вторая линия трамвая протянулась по Диагональному шоссе от вокзала до заводоуправления КМК. Затем были проложены рельсы в дальнее Куйбышево, Старокузнецк и на Водную станцию.

Надо сказать, что хотя наш трамвай и первый в Сибири, но за Уралом он всё-таки второй. Раньше трамвай пустили во Владивостоке.

Первый в Кузбассе двухколейный трамвайный путь проложили в конце 1939 года в Сталинске на маршруте «Водокачка – заводоуправление – ДОЗ» – до этого двухколейными были только разъезды.

И Новокузнецк по сей день держит марку. Здесь самое большое в Кузбассе трамвайное хозяйство. В 1937 году по Сталинску курсировали 14 трамвайных поездов (38 вагонов), перевозя за сутки по 76 тысяч пассажиров. 22 сентября 1940 года насчитывалось 48 вагонов трамвая: 18 моторных и 30 прицепных. За 1941 год трамвай перевёз 30 миллионов пассажиров, за 1942 – 39, за 1939 – 35 миллионов. В 1940 году в городе было 18 километров трамвайных путей, в 1976 году – 120, в 1977 – 129, на 1 июля 1986 года – 150. На 1989 год в городе работали 19 подстанций с 40 агрегатами – они подавали 35 тысяч киловатт электроэнергии.

Уникальность новокузнецкой трамвайной системы ещё и в том, что она состоит из двух физически не взаимосвязанных сетей, никогда не соединявшихся друг с другом: одна работает только в Заводском районе, другая – в четырёх других районах города.

Самое старое в области трамвайно-троллейбусное управление – Новокузнецкое. Оно учреждено 26 марта 1939 года. За первые полвека жизни (1939–1989 годы) им перевезено свыше трёх миллиардов пассажиров. В юбилейный 1989 год работало в нём две тысячи человек.

В течение ровно полувека в Новокузнецке сохранялся первый городской трамвай, пока в 1983 году его не экспроприировал Кемерово, а затем... уничтожил. Кстати, трамваи-памятники стоят и в Кемерове, и в Прокопьевске и даже в Осинниках. Нет такого только в городе первого сибирского трамвая – Новокузнецке.

Первое в Кузбассе использование трамваев для грузоперевозок отмечено 12 сентября 1945 года, когда Сталинский трамвайный трест объявил, что начинает «перевозить овощи и картофель в любом количестве по всем трём маршрутам, оплата одного места – три рубля».

Первая в Кузбассе трамвайная электроподстанция была введена в Сталинске в начале Ворошиловского шоссе (проспект Строителей) в сентябре 1947 года и успешно функционирует по сей день.

Второй по старшинству не только в Кузбассе, но и в Сибири трамвай – прокопьевский: пробный был пущен в 1935 году, а 12 мая (по другим данным – 14 августа) 1936 года в Прокопьевске закончено строительство всей первой очереди трамвая. Следом, 1 мая 1940 года, был запущен кемеровский трамвай – первая линия прошла по нынешнему Советскому проспекту. В начале 1970-х её демонтировали.

Самый молодой в Кузбассе трамвай – осинниковский.

Самая короткая в мире трамвайная система действовала в Кузбассе! И работала она в самом маленьком и миленьком городе области Калтане всего четыре года с 1957 по 1961 год. Однопутная линия без колец и разъездов соединяла берег Кондомы в посёлке Малышев Лог с посёлком Постоянный у нынешней ж/д остановочной платформы 412 километр.

Самая большая нагрузка на трамвайный вагон отмечена в Кемерове в 1945 году, когда семь вагонов городского трамвая перевезли свыше 10 миллионов пассажиров, пробежав 544 тысячи километров. И принесли городу, между прочим, 1,3 миллиона рублей дохода. В 1946 году были проложены новые линии – до азотно-тукового завода и швейфабрики, а количество вагонов возросло до 16 штук.

Самые лёгкие по весу из эксплуатировавшихся в Кузбассе трамваев – дюралевые клепаные РВЗ, что начиная с 1971 года (сняты с производства в 1985 году) эксплуатировались в Осинниках. Вес каждого 16 тонн. Для сравнения: ЛМ весит 19 тонн.

Единственный в Кузбассе загородный трамвайный маршрут – двухпутный четырёхкилометровый «Лыжная база – Сосновка» в Новокузнецке. Был введён в эксплуатацию 22 июня 1977 года, обошёлся по тем ценам почти в миллион рублей, но в 1990 году упразднён и разломан силами стихии и граждан.

Впервые в Кузбассе единый проездной на месяц был введён Сталинским трамвайным трестом 1 марта 1945 года. Стоил проездной 30 рублей – десятую часть обычной месячной зарплаты рабочего.

Впервые в СССР абонементные проездные талоны и компостеры внедрены в 1970 году в Прокопьевске самими трамвайщиками. Москва «дала добро» на эксперимент, и вскоре вся Страна Советов стала ездить по абонементам.

Первые в Кузбассе 22 кассы-автоматы в общественном транспорте были установлены 24 февраля 1971 года в трамваях Новокузнецка. В начале 1990-х этот удобный способ оплаты ушёл в небытие – вернулись давно позабытые кондукторы.

Первый в Кузбассе специальный трамвайный мост был построен в Осинниках через глубокий овраг в районе улицы Штольня. Длина моста – 50 метров, ширина – всего три (только для одного пути).

Впервые в Кузбассе правила пользования трамваем были введены в Новокузнецке 26 мая 1962 года. Бесплатно могли ездить инвалиды без обеих рук или ног, слепые, милиционеры в форме, депутаты и следователи прокуратуры. В трамвае запрещалось шуметь, петь, играть на гармонике и высовываться из окон. Водителя обязали вести трамвай плавно, не допуская рывков. Штраф за безбилетный проезд утвердили 50 копеек, а «замена порванной держалки ременной из пластмассы» стоила рубль.

Впервые в Кузбассе дежурный ночной общественный транспорт был введён в 8 января 1940 года в Сталинске – стали ходить два дежурных трамвая: «Кузнецк – Куйбышево» и «Водокачка – ДОЗ».

Первые в Кузбассе стационарные остановочные павильоны для пассажиров общественного транспорта были построены на площади Побед в Сталинске 12 февраля 1955 года – два трамвайных павильона на остановке «Заводоуправление» площадью 67,5 квадратного метра. Не сохранились.

Первая в Кузбассе демонтированная линия не проработала и четверти века. В начале 1960-х была разобрана кемеровская линия по Советскому проспекту от Кузнецкого проспекта до кольца на площади Советов. Её место занял в основной части проспекта разделительный газон.


Просмотров статьи: 1687