Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Запсибовцы - "нация" чести и слова

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА

Заводской район – это прежде всего люди особой закалки. Без них не состоялся бы ни Западно-Сибирский металлургический комбинат, ни Заводской район, которые были рождены всесоюзной комсомольской стройкой. О первостроителях Запсиба – наш рассказ.

Невеста с местом

В Сталинск, как назывался тогда Новокузнецк, Любовь Шардина приехала в роли невесты. В далёкую Сибирь позвал её за собой любимый Юрий, только что отслуживший в Германии. Со своими друзьями-сослуживцами он по комсомольской путёвке отправился на строительство Западно-Сибирского металлургического комбината прямо с места службы. Влюблённые жили в городе Чусовой Пермского края, там и познакомились. Со временем поняли, что жить друг без друга не могут. Совместную жизнь решили начинать с «большой романтики» – на стройке века в неизвестной для них Сибири.

К Юрию Любовь приехала в конце 1959 года. Встретить невесту он тогда не смог: шла сдача очередного объекта. Приехав в город, она спросила у парней на улице, как добраться до места, и они вдруг выдали: «А вы – та самая Люба, которую ждёт Юрий Шардин?» Помогли добраться до общежития, где жил её жених. Общежитие мужское. Девушек не пускают. Упросили дежурную: «Невеста ведь приехала!» К слову, парней на Запсибе было много, а девушек недостаточно. «И потому шанс выйти замуж был даже у самых непривлекательных. Правда, потом и разводами Запсиб был отмечен. Но такова жизнь!» – посмеивается ветеран Заводского района.

Новый 1960-й Любовь и Юрий встречали уже в снятой в аренду однокомнатной квартире на улице Первостроителей, в одноэтажном шлакоблочном доме. «Здесь тогда всего несколько коммунальных домов стояли да частный сектор на горе. А напротив, прямо за дорожной трассой, рос лес. Мы в него за грибами и ягодами ходили», – рассказывает Любовь Андреевна. Юрий работал на стройке машинистом башенного крана от треста «Кузнецкметаллургстрой». Одновременно учился на вечернем отделении Сибирского металлургического института. Постепенно в тресте дошёл до должности секретаря парткома, на пенсию ушёл в 65 лет. В 2013 году его не стало.

По воспоминаниям Любови Андреевны, населяла район в 1960-е годы одна молодёжь («Жили дружно!»). Развлечение и отдых – на танцплощадке, в сквере Первостроителей и на спортивных площадках. Молодые мужчины увлеченно резались в волейбол. Эта игра была одной из самых популярных среди заводчан. «Пьянкой не увлекались, в нашем доме, к примеру, вино прокисало», – замечает Любовь Андреевна. Увлекались охотой и рыбалкой – окружающая природа позволяла. Торжественные даты молодые жители района отмечали семьями. Проходили эти совместные мероприятия в основном во Дворце культуры «Комсомолец», где устраивались настоящие весёлые застолья. В магазинах пустых полок не наблюдалось. Всё было доступно: продукты, овощи, фрукты. «Помню горы мандаринов на прилавках. Было это в 1960-1962 годах. Затем наступил «мандариновый дефицит». Правда, несколько лет спустя эти фрукты вновь появились в наших краях», – вспоминает она.

Работала Любовь Шардина фармацевтом в аптечном пункте. Располагался он в жилом доме. Затем была создана первая в районе аптека №117 («В ней я проработала до пенсии»). Лекарство получали с аптечного склада – одного на весь город. Льготных рецептов по тем временам не было. Да и зачем они? Район ведь населяла одна молодёжь. Облепиховое масло, которое вскоре стало дефицитом, тогда получали баллонами. Как и рыбий жир, и оливковое масло. Лекарственные препараты готовили сами фармацевты-ассистенты по рецептам врачей. В аптеке работали фасовщики.

Юрий Александрович буквально пропадал на работе, потому что шла постоянная сдача объектов. «А уж жилые кварталы в Заводском районе росли как на дрожжах! Из-за этой гонки по сдаче объектов он запустил учёбу в институте. Как-то ко мне на работу пришла его преподавательница с просьбой «подстегнуть» мужа по части учёбы. Пришлось «подстёгивать». Приходил Юра с работы уставшим, но на занятия шёл. А однажды я чуть не упала в обморок! Ко мне в аптеку привели моего супруга с перевязанной головой. Оказалось, спустился Юра на землю с крана, а сверху, стройка ведь, ему что-то тяжёлое на голову свалилось. Хорошо, что жив остался», – рассказывает Любовь Андреевна.

Через некоторое время семья Шардиных вместе с новорождённым сыном Сашей переехали в двухкомнатную квартиру на две семьи. Потом им дали отдельное жильё: сначала однокомнатную квартиру, затем трёхкомнатную. Александр вырос и пошёл по стопам отца – стал строителем. «Многие из тех друзей, которые приехали на стройку вместе с Юрием, не выдержали трудностей и уехали. А мы вот прижились! Город стал нам родным», – улыбается первостроительница Любовь Шардина.

«И мы учились»

Владимир Дудников попал на Западно-Сибирский металлургический комбинат в 1961 году. В Новокузнецк с женой Тамарой он приехал из Белоруссии. Отправляли их в дорогу с причитаниями: «Едете в какую-то Тьмутаракань! В эту проклятущую Сибирь!»

Поселили Дудниковых в недостроенном доме на улице Горьковской, вокруг которого в то время были картофельные поля. Постепенно молодая семья обустроилась.

Всю свою трудовую жизнь Владимир Алексеевич посвятил комбинату, пройдя путь от мастера до замначальника энергоцеха. Работал он и ведущим диспетчером, и ведущим инженером по питьевому водоснабжению управления водоснабжения и водоотведения. После выхода на заслуженный отдых остался на производстве передавать свой богатейший практический опыт и знания молодёжи. Его имя вошло в энциклопедию Запсиба.

Рассказывает Владимир Алексеевич, как руководил капитальным ремонтом сложных и разветвлённых коммуникаций энергоцеха, как возглавлял работы по реконструкции всех водозаборных скважин – обеспечивал бесперебойное снабжение комбината водой. Зимой шла борьба со снегом и морозом, летом наступало время ремонта. «Прекрасный специалист, активный. Неравнодушный человек, автор целого ряда рацпредложений, направленных на увеличение выработки пожаро-хозяйственной воды и улучшение условий труда», – отзываются о нём на комбинате. Владимир Дудников награждён знаком «Победитель соцсоревнования», имеет множество почётных грамот и благодарственных писем. Человек творческий, он издал книгу воспоминаний о своём детстве и юности. Сейчас в работе вторая его книга – «Земляки» – о комбинате, Заводском районе и его жителях. Есть в ней и такое воспоминание: «Нашу котельную мы между собой называли ЦК – центральная котельная. И шутили: «Где работаешь? – В ЦК!» Первым начальником здесь был Пётр Тимофеевич Куртуков, человек редкой энергии и вдохновения. Учил новичков премудростям выработки пара, тепла, работы механизмов. Железной дороги тогда не было, и, чтобы привезти на котельную машину угля с шахты «Большевик», уходила целая смена, восемь часов (сейчас доставка занимает минут 20, не больше). Не было переправы и через речку Чёрную, и потому машину с углём приходилось выволакивать тракторами».

Электрики работали в сложнейших условиях. Зимой – в шубах и валенках. Осенью в дождь и в холод шли в Старокузнецк искать повреждения кабелей, когда ещё не было моста через реку Томь и в город можно было добраться через Крепостную гору или на пароме в районе ДОЗа. «Иногда хотелось бросить всё к чёрту. И многие так и делали. И не только солдаты, которым, как правило, и доставались путёвки на всесоюзную стройку, но и некоторые комсомольские «вожаки», – рассказывает Владимир Дудников. И Петру Куртукову приходилось успевать всё: учиться в институте и учить молодёжь азам производства, добывать оборудование, руководить монтажниками, спорить и ругаться с высокими чинами. И всё это для того, чтобы как можно скорее построить стройбазу, которая вдохнёт необходимую силу в десятки будущих цехов Запсиба.

Когда начала строиться котельная, та самая ЦК, встал вопрос: где взять воду? В район пригласили главного гидролога России Ольгу Постникову, которая возглавляла все геологические партии страны. На Комсомольской площадке она, женщина в два с лишним метра ростом, появилась в болотных сапогах. Энергичная и решительная, она тотчас принялась за дело. Первая скважина была пробита на месте нынешней Заводской поликлиники, на улице Горьковской. Затем и вторая.

– Работали как одержимые! Иначе Запсиб не построили бы. И район бы не рос. Большим достижением было строительство первого растворного узла. Он был примитивным, но для нас это было настоящей победой. Ведь с него пошёл первый раствор, предназначенный для строительства двухэтажных домов, а также первого культурного учреждения – клуба «Комсомолец» в виде барака длиной в 30 метров, шириной в шесть и высотой в три метра. Этого здания давно нет. А воспоминания остались, – рассказывает Владимир Алексеевич.

На первые киносеансы в клуб ходили со своими сиденьями: кто ящик принесёт, кто табуретку, кто доски. Стулья в клубе установили потом. При просмотре фильмов всегда выигрывал тот, кто был рослым. Ведь пол не имел наклона. Так что «коротышкам» приходилось больше слушать, чем видеть.

Вспоминаются и курьёзные эпизоды. Так, Дворец культуры металлургов Запсиба строили на протяжении десяти лет. На это место были предварительно завезены железобетонные плиты, установлены конструкции, которые постепенно зарастали травой. Это место облюбовали любители пенных пивных напитков. И потому в народе эту площадку назвали ресторан «Полынь».

В рукописях будущей книги Владимира Дудникова есть и такой эпизод. В конце 1962 года, когда приступил к своим обязанностям второй директор ЗСМК Леонид Климасенко, единственным цехом был энергетический. С присущей ему энергией Леонид Сергеевич уделял внимание не только производственным делам. Большое значение он придавал обучению персонала завода. «Не нужно совершать героических поступков, – любил говорить на партийных собраниях цеха Леонид Сергеевич. – Всего-то нужно добросовестно выполнять свои обязанности. Богатство страны не зависит от Москвы, оно зависит от трудолюбия народа. И к этому трудолюбию каждый из вас должен добавить своё умение выполнять порученное ему дело лучше других. Учитесь этому мастерству всю жизнь!» «И мы учились. Потом учили других», – сказал Владимир Дудников.

После фестиваля

Посчастливилось строить Западно-Сибирский металлургический комбинат и Наталье Сальцевой, машинисту мостового крана.

Важной вехой своей биографии она считает поездку в 1957 году в Москву на VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Направили её в столицу от клуба Маяковского, куда она с сёстрами Катей и Машей ходила в хор. На фестивале сёстры участвовали в различных мероприятиях – пели на три голоса русские народные песни. От той поры в памяти осталась красочно разряженная Москва и дружелюбные молодые лица представителей стран мира.

Она жила в общежитии на Климасенко: с одной стороны – мужское отделение, с другой – женское. В одной небольшой комнатке ютилось по четыре человека. Говорит, что такое перенаселение нисколько не напрягало, потому что работали посменно. Застать всех одновременно было довольно сложно. Помнит, как с участницами хора, в который ходила, чтобы «отвести песнями душу», она встречала прибывавших на стройку в эшелонах солдат.

На пенсию Наталья Васильевна ушла из копрового цеха. Вырастила дочь и сына. Сегодня у неё три внучки и три правнучки («Один женсостав!»). К юбилею района Наталья Васильевна написала стихотворение. Говорит, что в этих бесхитростных строках она выразила всю свою любовь к району и заводу, где проработала много лет: «Запсиб наш могучий, Родной и любимый! И знает о нём вся страна. Богат он прокатом, и коксом, и сталью. Их дарит России сполна. Ведь были когда-то и мы молодыми. И ехали с разных сторон. Мы сами, своими руками воздвигли Гигант, что Запсибом зовём. Построив завод, мы на вахту вступили: Кто встал у печи, ну, а кто – у станка. И вот нам на смену пришли молодые. Продолжатся наши дела! У нас на Запсибе девчата – красотки. И звонкие песни поют. У нас на Запсибе и парни лихие, Горячий металл достают. Над Томью-рекою песнь раздаётся. О городе нашем поют. В нём парки, сады и проспекты красивы. В нём славные люди живут».

Своя особая стать

Свой юбилей с юбилеем района отмечает Валентина Зыкова. Валентина Ивановна в прошлом педагог. Пятьдесят пять лет семья Зыковых живёт в Заводском районе. Столько же лет исполняется их дочери Светлане, которая здесь родилась, выросла и работает директором в 79-й школе.

В Новокузнецк Валентина Ивановна приехала с мужем Юрием, который устроился на Западно-Сибирский металлургический комбинат машинистом экскаватора на аглоизвестковом производстве. «В семье немало работников комбината. Но династия у нас всё-таки учительская! Восемь педагогов с общим трудовым стажем в 115 лет», – подчёркивает Валентина Ивановна. В молодости она училась в педагогическом институте и одновременно работала в «Жилдорстрое» чертёжницей, вычерчивая дорожные пути прокатного цеха ЗСМК («В то время всё там облазила!»).

Сегодня в семье два директора школы – дочь Светлана и сын Юрий, который работает в 102-й школе. Юрий закончил Сибирский металлургический институт, работал сталеплавильщиком, но сменил профессию («Материнские гены взяли своё, шесть лет назад закончил пединститут»). В семье три почётных работника образования, кандидат педагогических наук (дочь Светлана), три ветерана труда (два – в образовании, один – глава семейства Юрий Геннадьевич – в металлургии, он награждён орденом Трудовой славы). Супруги Зыковы имеют серебряную медаль за достойное воспитание детей. Ещё один примечательный факт: дети, внуки и родители – все живут в Заводском районе, причём рядом – на улице 18 квартал.

Начинала свою педагогическую деятельность Валентина Ивановна в первой в Заводском районе школе №81 в должности заместителя директора по воспитательной работе. Преподавала немецкий язык. Это общеобразовательное учреждение впоследствии называли настоящей кузницей кадров.

– Жить и работать в то время, когда строился комбинат, было очень интересно! И не потому, что мы были молодыми и энергичными. А потому, что у жителей Заводского района была своя, особая стать, – вспоминает Валентина Зыкова.

Всем подъездом дома на улице Клименко, 5, где они жили в то время, проводили общие праздники. Ставили столы на местной агитплощадке. Приносили съестные припасы, устраивали весёлый пир горой. С чаем, пирогами, с песнями под гармошку. Смело оставляли друг другу малышей для присмотра. Каждый житель в подъезде был членом большой и дружной семьи.

– У нас на Запсибе – светлые люди. Поколение первостроителей можно отнести к особой нации, для которой очень важны были честь и сила слова. Если пообещал – сделай! Нашей семье когда-то давали шикарную квартиру в Центральном районе, возле цирка. Но мы отказались. Принципиально хотели жить на Запсибе! Те, кто прошли его школу, – замечательные люди, с ними чувствуешь себя на земле надёжней, – подчёркивают Зыковы.

Дочь Светлана признаётся, что с ностальгией вспоминает, как они с братом, будучи детьми, гуляли с родителями по саду Металлургов. Комбинат с размахом проводил здесь различные праздники («Одна только Масленица чего стоила! Вот где по-настоящему разворачивалась русская душа!»).

И всё это, по утверждению матери и дочери, происходило потому, что в этом большом организме, каким в то время был комбинат, видели и почитали каждого человека. Люди не были винтиками в огромном механизме под названием завод. Чувствуя это, они жили и трудились с полной отдачей. Во благо комбината и любимого города.

Фото Марии Коряга и из семейного архива Шардиных и Дудниковых


Просмотров статьи: 1590