Новокузнецкое городское телерадиообъединение

1618 достижений Новокузнецка

// Автор: Вячеслав ПАНИЧКИН
// Фото: Фото из архива автора

Первый в Кузбассе самодвижущийся механизм, небольшой локомобиль, работал в 1880-х годах на Гурьевском метзаводе.

Автомобили буквально всё заполонили

Впервые автомобиль появился в Кузнецке в 1924 году. Им стал «Форд», принадлежавший Тельбесбюро, которое занималось выбором места и строительством металлургического завода.

Первым в Кузбассе автопредприятием стал 19 декабря 1929 года отдел автогужевых перевозок Кузнецкстроя, образованный приказом №250 по заводской площадке. Ныне это Автотранспортное управление НКМК. Тогда в распоряжении начальника товарища В.М. Двойникова было 400 человек, 20 автомашин (две легковых, 14 грузовых и четыре трактора) и 300 лошадей. Вторая по старшинству – Куйбышевская автобаза «Кузнецкугля». Организовали её не 18 мая 1947 года, как считается официально, а в 1932 году с запуском старейшей в Сталинске шахты имени Орджоникидзе, когда под начало завгаражом Ивана Кондратьича Шевченко поступила пара полуторок.

Первый в Кузбассе экскаватор «Марионн» заработал на КМК с начала 1931 года. Своим грейферным ковшом он заменял сотни ударников-землекопов. К концу года на стройке работало уже 14 экскаваторов, 49 транспортеров, 30 бетономешалок и 7 железнодорожных кранов.

Первые в Кузбассе автобусы появились в начале 1933 года в Сталинске в количестве пяти штук, из которых в постоянном использовании на маршрутах находилось два-три.

Первая в Кузбассе личная легковушка, автомобиль «ГАЗ-А», летом 1934 года был выдан в качестве премии наркомом Серго Орджоникидзе стахановцу Киселёвского рудника Василию Ивановичу Подкорытову. Через год машиной вкупе с орденом Ленина был награждён главный инженер КМК Леонид Эммануилович Вайсберг, а в 1936 году появилась первая личная легковушка в Прокопьевске – ею был премирован наркомом тяжёлой промышленности Тимофей Асмодьяров. 21 мая 1937 года автобаза КМК получила три легковушки «эмки», но уже служебных для начальства.

Первый в Кузбассе лимузин прибыл в Сталинск 30 ноября 1937 года. Семиместный восьмицилиндровый красавец «ЗИС-101» мощностью 110 лошадиных сил поступил на автобазу КМК в качестве парадной машины директора комбината.

В Кузбассе свободная продажа автомобилей началась 19 апреля 1953 года в Сталинске: машинист желдорцеха КМК Маликов и шахтёр «Редаково-Южная» Жестоков купили в магазине «Автотракторсбыт» по «Победе». Тогда за полгода Сталинский «Автотракторсбыт» продал населению 80 «Побед», 162 «Москвича» и 20 мотоциклов.

Впервые в Кузбассе возможность свободно купить лимузин появилась у пролетариата 20 сентября 1953 года. В «Кузбассе» вышла большая реклама: «Граждане! Покупайте комфортабельные автомобили новейшего выпуска ЗИМ во всех магазинах ОРСа «Кузбассуголь»». На гравюре изображались два роскошных лимузина, а между ними чиновник в костюме, при галстуке и усатый орденоносный генерал. Стоил тогда ЗИМ 48 тысяч рублей. Американские аналоги стоили 3–5 тысяч долларов. В августе 2000 года в Новокузнецке продавался ЗИМ 1960 года выпуска в крайне удручающем состоянии за 60 тысяч рублей – 2 200 долларов на тот момент.

Самый массовый в Кузбассе антикварный автомобиль – «Победа-ГАЗ-20». Так, по Новокузнецку, по данным ГАИ, до сих пор бегают десятки роадстеров полувековой давности.

Самая старая из находившихся в эксплуатации (по крайней мере, в 1978 году) легковых машин в Кузбассе – БМВ-321, выпущенная в 1938 году. Лелеял её и обихаживал И.Г. Колдин в Киселёвске. Эта машина попала даже в рубрику «Автосалон» в журнале «Наука и жизнь». К слову, самый старый из находящихся в эксплуатации мотоциклов в Кузбассе – ИЖ-350 1948 года выпуска принадлежит жителю Тяжинского района Василию Федоровичу Горбачеву. Без единого ремонта отработал ИЖ до осени 1996 года – 48 лет.

Самый тяжёлый в XX веке не только в Кузбассе, но и всем СССР самосвал эксплуатировался с января 1976 года на Томусинском разрезе. То был купленный по распоряжению минуглепрома СССР американский «М-200» фирмы «Юнит-Риг» собственным весом 140 тонн и грузоподъёмностью 180 тонн (одно только колесо в сборе весило пять тонн). Первые водители гиганта – Анатолий Евдокимов, Борис Зверев, Семён Шишкин и Александр Щербаков – обучались вождению на 100-тонных «Белазах» близ Мурманска.

Самый тяжёлый ныне в Кузбассе и в России самосвал поступил на Бачатский разрез 20 ноября 2006 года. Его грузоподъёмность – 320 тонн. Прибывший на место вместе с машиной гендиректор «БелАЗа» Павел Мареев пояснил, что этот экземпляр уникален и построен по индивидуальному проекту, а двигатель, трансмиссия и шины у автомобиля западного производства.

Единственный в Кузбассе самодельный автомобиль-амфибия был изготовлен в августе 1980 года новокузнечанином Николаем Косых. Десять лет он мастерил сие чудо: крылья от ГАЗ-21, мотор от «Победы», а кузов умелец сделал сам.

Впервые в Кузбассе комфортабельный автобус появился 10 октября 1962 года. В Новокузнецкое ПАТП пришёл первый новый междугородный автобус «Икарус» с откидными сиденьями, радио, буфетом с холодильником. Внешне своими округлыми формами он походил на «ЛАЗ» и стал ходить по маршруту «Новокузнецк – Кемерово».

Первые в Новокузнецке сочленённые автобусы появились 27 ноября 1970 года. Ими стали три 150-местных «Икаруса-180», приписанных к ПАТП-2.

Самые дорогие в Кузбассе автобусы были закуплены в 1997 году шахтами Прокопьевска. Это были четыре новых, хотя и старомодно выглядящих, американских школьных автобуса «Голубая птица». За каждый 44-местный скулбас для перевозки горняков американской стороне было уплачено 65 тысяч долларов. Надо сказать, деньги эти потрачены не так чтобы зря: первая партия в пять «Голубых птиц» была закуплена шахтой «Полысаевской» близ Ленинска ещё в июле 1993 года, и тамошние шахтеры почти довольны – «птицы» не ломались. Правда, чувствуют себя пассажиры примерно так же, как на заднем сиденье «Оки» – чтобы вписаться в габариты американских школьников горнякам приходится занимать позу лотоса.

Первый в Кузбассе прокат автомобилей был открыт в июне 1962 года Новокузнецким таксомоторным парком. Предлагались «Москвичи». И вот уже 16 октября 1962-го «Кузнецкий рабочий» опубликовал заметку товарища Пищелко. Он возмущался тем, что свободных машин не бывает, их бронируют сами таксисты, и машины без дела стоят до конца рабочего дня.

Первые в Кузбассе грузовые такси появились 30 мая 1938 года в Сталинске. «Автогужтрест» КМК выделил два грузовика под грузотакси для обслуживания населения по телефону 408. Такса за километр пути составляла 1 рубль 85 копеек. Ещё три грузовика перевели на линию «Старокузнецк – Базарная площадь» для перевозки пассажиров.

Первые в Кузбассе легковые такси появились в Сталинске в январе 1940 года в количестве двух машин.

Первый в Кузбассе таксопарк появился 27 февраля 1960 года в Новокузнецке. В конце 1969 года в городе было 202 такси, в начале 1970-го – 198, на 1 марта 1978-го – 331, в 1982 году – 416.

Пик автотранспортных происшествий в Кузбассе пришёлся на 1997 год. Произошло 3 651 ДТП, погибло 583 человека, 4 339 были ранены.

Больше всего наездов на пешеходов в Кузбассе произошло в 1973 году – 2 173 наезда (для сравнения, в 1997 году – 1 845).

Первая в Кузбассе выставка ретро-автомобилей состоялась в сентябре 1998 года на заполненной тысячами людей центральной площади Новокузнецка. Организовала выставку телестудия «10 канал». Первое место захватила самодельная «Ласточка», сооружённая за 12 лет Иваном Егоровым (только железную фигурку птицы на капоте хозяин выпиливал год). Очевидно, это самый долгий срок изготовления автомобиля и, наверное, не только в Кузбассе. Выставка стала ежегодной и проводится 9 мая телепродюсером Ростиславом Бардокиным при содействии Горсовета и клуба «4х4», собирая десятки участников из Новокузнецка, Кемерово, Новосибирска.

Единственный в Кузбассе клуб любителей внедорожников, прежде всего антикварных, создан в конце 1990-х в Новокузнецке Аркадием Аношиным. Это клуб «4х4».  В основном в арсенале членов клуба – 69-е газики.

Самая большая в Кузбассе коллекция антикварных автомобилей собрана новокузнечанами Евгением Федосовыми и Татьяной Гриценко: ярко-красный с жёлтыми крыльями «Москвич-401» 1953 года выпуска, «Москвич-402», «Москвич-403» 1961 года выпуска с пробегом всего 22 тысячи километров и родными деталями и краской, «Москвич-410» с полным приводом, два горбатых «Запорожца-965» и мотоциклы: БМВ 1939 года выпуска, четыре «Харлей-Дэвидсона» и норвежский «Цундап» – тоже 1930-х годов. Кроме того, у коллекционеров подготовлены 412-й «Москвич» для участия в гонках на выживание и переделанная в амфибию «Нива» – участница «Кузнецкого бездорожья».


Просмотров статьи: 1388