1618 достижений Новокузнецка
Кузбасс и Новокузнецк, в частности, вполне может гордиться своими дорогами, ведь и город, и область насыщены ими больше всех в Западной Сибири. Так, общая протяжённость дорог Кемеровской области составляет 16 200 километров. Из них улиц и городских дорог – более 5 000 километров, федеральных – 500 километров, областных – 5 162, муниципальных (бывших внутрихозяйственных) – 1 991 километр.
Дороги, которые мы выбираем
Старейшая в Кузбассе дорога – Кузнецкий казачий тракт из Томска в Кузнецк. Был основан в 1620-х годах. Ту дорогу в 1809-м внесли в реестр путей Российской империи и снабдили 37 ямскими станциями. Проходил тракт через Верхотомское, Камыслу (Промышленный), Брюханово (Красное), Бачаты (Белово), Монастырское (Прокопьевск) и Бунгур – в 10–50 километрах западнее современной автострады.
Первая в Кузбассе асфальтированная междугородная дорога – дорога «Ленинск – Новокузнецк». Была построена в 1946–1957 годах как дорога четвёртой категории. Затем она была реконструирована под третью категорию и вплоть до ввода объездной автомагистрали в 1968–1996 годах была основной трассой области.
Первая в Сибири дорога первой категории – четырёхрядная с разделительной полосой дорога «Ленинск – Новокузнецк» длиной 129 километров 200 метров, введённая в строй 21 октября 1996 года. Ширина дороги – 27,5 метра, включая пятиметровую разделительную полосу. Подобных дорог за Уралом всего несколько и они намного короче. Подготовили автобан к строительству топогеодезисты под руководством А.И. Олешко, геологи под руководством Г.М. Гиго и проектировщики под руководством В.В. Конопли. Мосты через Иню и Бачат проектировал Н.Д. Феклистов. Строили дорогу с конца 1969 года, начав с обхода Ленинска. Первоначально вводилось лишь по три километра в год. В 1995 году 13 подрядчиков сдали 9,5 километра, а в 1996 – 14,5. Участок «Ленинск – Белово» в 42,2 километра построен в 1970–1981 годах, «Белово – Киселёвск» в 53,28 километров – в 1979–1990 годах, «Киселёвск – Прокопьевск» в 33,7 километра – в 1989–1996 годах. Для последних 14,5 километра пришлось насыпать 381 тысячу кубометров земельного полотна, уложить 146 тысяч кубометров горелых пород, 120 тысяч кубометров щебня, 21 тысячу кубометров тощего бетона, 67 тысяч тонн черного щебня, 58 тысяч тонн асфальтобетонной смеси. По некоторым оценкам всего было перемещено 6,5 миллиона кубометров земли и положено на дорогу 150 тысяч кубометров цементобетона и 1 835 294 тонны 116 килограммов асфальтобетонной смеси. В ценах 1991 года стоила эта дорога 470 453 333 рубля 20 копеек.
Самая необычная в Кузбассе автодорога – замечательного качества дорога третьей категории «Белово – Алтай» – была проложена в 1999–2000 годах по полотну недостроенной и разобранной железной дороги «Мереть – Среднесибирская». Открыта 18 октября 2000 года. При строительстве в автомобильные были реконструированы семь железнодорожных мостов и путепроводов общей протяжённостью 1 405 метров.
Впервые в Кузбассе была применена вся известная тогда дорожная техника при строительстве 14-километрового шоссе «Старокузнецк – Абашево». В гравийном исполнении оно было сдано 5 октября 1947 года, после чего трест «Дорпромстрой» под руководством товарища Самсонова применил на стройке грейдеры, самосвалы, два 10-тонных катка и заасфальтировал шоссе весной 1948 года.
Наибольшая из городов Кузбасса протяженность улиц в Новокузнецке: в 1974 году 711 километров, в 1982 году – 1 100, на 1 июля 1986 года – 1 200 (из них 770 километров было асфальтировано и 500 километров освещено). Сегодня протяженность улиц в Новокузнецке составляет 1 230 километров, в Кемерове – 900.
Из городов Кузбасса больше всего кольцевых развязок в Новокузнецке. В городской черте их 16. Самая крупная из них – кольцо у Дома быта. Её появление здесь было предусмотрено ещё проектом детальной планировки центра Сталинска в 1947 году. Архитектор Георгий Градов запланировал пересечение трёх проспектов: Центрального (ныне Бардина), Кирова, Кузнецкстроевского и Октябрьского. При этом все три проспекта не обрывались на кольце, а продолжались по своим линиям: Центральный – до Томи, Кузнецкстроевский – по оси симметрии современного Универбыта. На практике же продолжение после кольца получил лишь один проспект – Кирова. А представляете, что бы творилось, если бы в кольцо упирались не пять потоков транспорта, как сейчас, а семь? Да ещё при том, что здесь идут все виды транспорта, включая троллейбус и трамвай…
Мощение городских улиц камнем началось в Кузбассе в 1927 году в Щегловске. А в Сталинске на 1 января 1933 года не было ни одной мощёной улицы – через всю территорию города от Верхней Колонии до железнодорожной станции шло земляное шоссе длиной 4,5 километра. Последний участок брусчатой мостовой в Кемерове сохранялся вплоть до 1990-х годов на перекрёстке улиц Тухачевского и Сибиряков-Гвардейцев. В Новокузнецке, в Точилино, до сих пор сохраняется единственная теперь в Кузбассе улица, вымощённая каменным тычком, дроблёным камнем. Это улица Кузедеевская.
Хотя первый в Кузбассе светофор был установлен в 1954 году в Кемерове на перекрёстке Советского проспекта и улицы Кирова (управлял им из прозрачной будки-стакана милиционер в белой униформе), сейчас больше всего светофоров в Новокузнецке. В 1998 году в нашем городе насчитывалось 68 светофорных перекрёстков, ныне – около 80.
Впервые в Кузбассе ограничения автомобильного движения были введены в Новокузнецке 25 мая 1962 года: «Кузнецкий рабочий» опубликовал решение Новокузнецкого горсовета «Об упорядочении движения транспорта в городе». Было запрещено движение автогужевого транспорта по проспекту Энтузиастов, улицам Торцевой и Воровского, а также движение автобусов ЗИЛ-155 через Крепостную гору и по Кузедеевской улице. Движение грузовиков запретили по проспекту Металлургов, улицам Кирова, Школьной, Суворова, Орджоникидзе, автомашин грузоподъёмностью более 4 тонн – по тоннелю КМК. Был запрещён также проезд велосипедов по проспекту Курако, улицам Обнорского, Ленина, Рудокопровой, Димитрова, Горноспасательной и проспекту Строителей. Скорость в городе была ограничена до 40 км/ч. У пьяных водителей решено было изымать не только права, но и номера. Было установлено одностороннее движение по улицам Кирова и Школьной (отменено спустя 30 лет). Был установлен и штраф за езду... на крышах трамваев – 10 рублей.
Первые в Кузбассе дорожные знаки-аппликации из специальной импортной световозвращающей плёнки были установлены в Новокузнецке 21 октября 2005 года в количестве 16 штук.
Просмотров статьи: 1407