Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Бабушкин бизнес

// Автор: Татьяна Викторова
// Фото: Мария Коряга

«Это как лекарство!» – утверждают три пожилые женщины, что занялись на пенсии вязально-кружевным делом. Называют они своё увлечение «бабушкиным бизнесом».

С тремя пожилыми «бизнес-вумэн» я познакомилась на «Кузбасской ярмарке». Эти три женщины – Александра Игушева, Людмила Цветкова и Нина Калачик – в силу своего небольшого, но очень красивого бизнеса постоянные участницы ярмарок разного ранга.

Александра Константиновна Игушева вышивает и вяжет. На пенсию ушла из котельной Западно-Сибирской железной дороги. До этого десять лет отработала официанткой в вагоне-ресторане. Людмила Александровна Цветкова вяжет и шьёт. Последняя работа – приготовитель эмаль-порошка в «Сантехлите». Нина Николаевна Калачик увлечена шитьём и вязанием крючком. В прошлом работала кондитером. Однажды женщин, заметив их на одной из городских ярмарок декоративно-прикладного творчества, пригласила в своё любительское творческое объединение «Радуга», расформированное в собственной квартире, Светлана Гущина.

– Нас очень заинтересовала техника пэчворка. Как вырезать, сшивать лоскутки ткани, как складывать рисунки. Тем более что мы давно искали людей, которые поделились бы с нами своим опытом мастериц. Надоело уже вариться в собственном соку! Хотелось, чтобы и нас направляли в нужное русло, – признаётся Александра Игушева. Так и собралась группа, которую приметили в управлении культуры городской администрации. И стали приглашать на всевозможные ярмарки.

Отдельного помещения бизнес-бабушки не имеют. Собираются в основном в квартире Нины Калачик. Чтобы показать свои работы, обменяться мнением по тому или иному новому произведению. Вместе даже ходят по магазинам, чтобы подобрать нужную по колориту ткань и нитки. «Мы бабушки мобильные. Общаемся по телефону. А заседаем по домам», – говорят и в шутку, и всерьёз. Они настолько увлечены своим делом, что порой, проснувшись среди ночи, могут сидеть за вязанием до утра. Так рождаются тончайшие шали-паутинки, одеяла и прихватки в технике пэчворк; скатерти, вязаные и спицами, и крючком; коврики; рукавицы и носки; детские вещи. Со всем этим добром они и выходят на ярмарки, на которых порой бывает народа то густо, а когда – пусто. Но так или иначе – доход имеется. Так Александра Константиновна Игушева за последнее время продала три своих оригинальных по рисунку пэчворковских одеяла, каждое по пять тысяч рублей («Осталось ещё великое множество!»). Подходят те, кто сам увлекается рукоделием, и потому ему поучительно пообщаться с этими мастерицами, интересно узнать о новой технике вязального и швейного мастерства. Или те, что рады украсить такой вязаной красотой интерьер своего дома. И потому мастерицы нередко работают на заказ («Но многие из своих работ подарили друзьям и близким»).

– Да мы и сами рады видеть у себя новых людей, с которыми можно поделиться не только своими наработками, но и перенять у них что-то новое. Собираемся мы не только ради того, чтобы обменяться советами, показать, кто чего сотворил, как собрать по цветовой гамме то или иное одеяло или ради выходов на ярмарку. Но и ради общения. К нам приходит пожилая женщина со слабым зрением. Она не может ни вязать, ни шить. Но она с нами только ради того, чтобы пообщаться и получить какую-то энергетическую подпитку на дальнейшую жизнь, – говорит Людмила Цветкова. Действительно, энергии в этих женщинах столько, что её хватило бы на добрую электростанцию. «Это дело для нас как лекарство! Мы порой удивляемся жалобам пожилых людей по поводу того, что они пропадают от тоски. А нам скучать некогда. Нам место под собой согреть некогда – постоянно в бегах. Свободного времени у нас нет. Всё наперёд уже запланировано», – говорят.

Все изделия, которые бизнес-бабушки готовят к ярмаркам, даются им нелегко. Только на создание одного одеяла в технике пэчворк уходит от одного до двух месяцев (в одном только одеяле нужно использовать около двух тысяч нарезанных лоскутков, которые все необходимо сложить в определённый рисунок). Материал для пэчворка, в основном, покупают. Редко когда остаются от какого-либо шитья необходимые, по мелочам, тряпочки. В этом деле одна лишь Нина Николаевна у них, «как метеор». Шьёт очень быстро! Рисунки для своих шалей, кружев, вышивки, одеял и панно берут из Интернета и журналов, но нередко придумывают и сами. Однажды к ним на «Кузбасской ярмарке» подошла женщина и заметила: «До чего же у вашей шали-паутинки рисунок интересный. Я бы тоже такую связала!» «Так загляните в Интернет!» – посоветовали ей бабушки, средний возраст которых на всех троих составляет около 70 лет. «Да мне 84 года! Я с Интернетом не умею обращаться!» – посетовала бабуля. И тогда мастерицы тут же набросали ей рисунок. «А вы что? Так мне его и отдадите?» – удивилась женщина, которая привыкла, что другие рукодельницы, как зеницу ока, берегут свои секреты. «Да запросто!» – тут уж в свою очередь удивились поклонницы «бабушкиного бизнеса». Мало того что они щедро делятся своими секретами, они ещё и приглашают присоединиться к ним всех желающих. Знают, что порой занятие этим делом спасает пожилых людей от самых разных горьких мыслей. Как это случилось с одной их знакомой, которая в одночасье потеряла сына и долго не могла оправиться от горя. С просьбой помочь ей спастись от постоянных дум о своём семейном несчастье та обратилась к ним. По их совету занялась пэчворком. Сначала домочадцы ворчали на мать: «От этих твоих тряпиц стоит пыль! Да и зачем тебе это, когда любое одеяло можно сегодня купить в магазине?» Но женщины из «Радуги» попросили быть снисходительней и терпеливей к новому занятию пожилой женщины. «Ведь она вовремя шитья отвлекается от своих горьких мыслей. И ей становится легче на душе», – увещевали они родных. И те смирились. А когда мастерица стала дарить им свои рукодельные, необычной расцветки одеяла, и вовсе подобрели. Бабушкины «произведения» расцветили их интерьер. А значит и быт. То самое бытие, которое зовётся жизнью…

Такими же пожилыми бизнес-бабушками можно назвать и мастериц, что который год занимаются в кружке рукоделия в библиотеке имени Н.В. Гоголя. Приходят сюда каждое воскресенье, чтобы продемонстрировать свои новые работы и посмотреть на «произведения» своих пожилых подруг. «Со многими из них мы до пенсии работали на Кузнецком металлургическом комбинате. Теперь вот нас объединил кружок рукоделия», – говорит Надежда Мутракшева. Записаны в кружке около 60 пожилых участниц, многие из которых также в «деловом стиле» работают на ярмарки. Самый ходовой товар сейчас, по их утверждению, тёплые шерстяные носки, которые идут по 200 рублей за пару, и коврики для ванн (здесь уж, кто какую цену даст). Сегодня Надежда Ивановна работает в скоростном, можно сказать, оперативном режиме: вяжет носки и домашние тапочки («Мне так сегодня некогда!»). Приближается новогодняя ярмарка, и она уверена: её товар станет одним из самых популярных новогодних подарков. Яркое красивое рукоделие всегда приносит в дом мир, душевное спокойствие и радость.

Кстати, примером бизнес-тренда «молодые+пожилые», о котором рассказывает портал «1000 идей», может служить нидерландский проект под названием «Grenny`s Finest. Это – клуб совместного вязания молодых и пожилых людей. На уютной площадке клуба с бабушками-вязальщицами встречаются молодые студенты-дизайнеры. Общими усилиями они создают одежду, которую клуб успешно реализует на специфическом рынке любителей «вещей с душой». Между теоретиками и практиками снуют фотографы, модели и визажисты, которые устраивают фотосессии, отчёты в Интернете и «Инстаграме» и тем самым помогают рекламировать произведённую продукцию.


Просмотров статьи: 1340