Новокузнецкое городское телерадиообъединение

1618 достижений Новокузнецка

// Автор: Вячеслав ПАНИЧКИН
// Фото: Фото из архива автора

Всего на дорогах общего пользования Кузбасса 327 мостов общей протяжённость 12 402 погонных метра (в середине 1990-х годов было 310 мостов, из которых 142 по габаритам не соответствовали категории дороги).

Мосты

Самый старый в Кузбассе мост был построен в 1677 году в Кузнецке, на Форштадте, через речку Казачья Грязь и… верно служит по сей день. Разумеется, в лице своего прямого потомка в пятом поколении.

Старейший же в Кузбассе каменный мост возведён в 1809 году перед Северной сортией Кузнецкой крепости под руководством подполковника Андреева. Его ширина – 6 метров, длина – 12. По проекту он будет восстановлен из останков.

Больше всего в Кузбассе мостов в Новокузнецке – здесь 20 серьёзных автомобильных и пешеходных мостов общей длиной около пяти километров. Одних лишь открытых металлоконструкций (а они нуждаются в периодической подкраске) на мостах – четыре тысячи тонн.

Первый в Кузбассе пешеходный мост был построен через проезжую часть улицы Климасенко в Заводском районе Новокузнецка в начале 1970-х годов.

Первый деревянный мост Новокузнецка был построен в 1931 году через Абу по проспекту Курако. А уже через два года на его месте был влозведён первый в СССР цельносварной металлический мост. Он же стал и первым трамвайным мостом Сибири и до сих пор остаётся самым широким мостом Новокузнецка. Длина моста 46 метров, а ширина – 28. Рассчитан он на нагрузку до 35 тонн. Для сравнения: мост через Абу за кинотеатром «Октябрь» по ул. Орджоникидзе, построенный в июле 1971 года, имеет длину 40 метров, ширину – 21 метр, а грузоподъёмность – 36 тонн.

Первый в Кузбассе мост, возведённый кессонным способом – через Абу по проспекту Молотова (ныне Металлургов) в Новокузнецке: на месте будущих опор ставились герметичные цилиндры, а в них нагнетался воздух, вытеснявший воду.

Первый в Кузбассе каменный железнодорожный путепровод (сухопутный мост с пропуском под ним автотранспорта) был возведён зимой 1931 года над дорогой Соцгород – Бунгур в Новокузнецке и назывался официально Железный мост. Построен он по проекту архитектора Владимира Виноградова и главного инженера Евгения Кожевникова бригадой прораба Александра Мертвецова. Своей узкой горловиной он до 1999 года сдерживал нормальное движение автотранспорта и трамвая, пока через 69 лет после постройки не был дополнен вторым путём для транспорта. Для последнего был построен единственный в Кузбассе мост не через реку, а… вдоль реки, словно балкон, нависающий над Абой.

Первым в Кузбассе капитальным мостом через Томь (кроме железнодорожных) стал Коммунальный мост в Сталинске. Начав строительство в 1934 году, его завершили 30 октября 1936 года. Длина составила 432 метра, а ширина проезжей части – 6 метров. Через три десятка лет пятью метрами выше взамен него построили новый – зато от старого до сих пор остались кессоны.

Первый в СССР мост из напряжённо-армированного железобетона – Кузнецкий через Томь в Новокузнецке построен в 1972 году мостопоездом №405. Его длина 430 метров (по личному обмеру автора 412,5 метра), ширина – 17, грузоподъёмность 50 тонн. Освещают мост 24 фонаря. Ажурное ограждение по проекту архитектора Александра Выпова включает 374 стилизованных кедровых ветви и 20 принятого в 1970 году герба Новокузнецка, автор которого тоже Выпов.

Первый в Кузбассе… склееный мост – 400-метровый Ильинский между Запсибом и Новоильинкой в Новокузнецке построен мостоотрядом №450 в 1970 году. 616 сорокатонных блоков отшлифованы на стыках и… склеены особо прочным клеем. Проект моста выполнили Юрий Сергеевич Богуш и Анатолий Андреевич Кобенко. Это самый длинный в Сибири склееный мост. Проблемы у него те же, что и у Дозовского – подверженность коррозии. В Москве подобный мост был разобран и построен заново.

Самый длинный в Кузбассе мост в XX веке – Кузбассовский через Томь в Кемерово построен в в 1973 году мостостроительным поездом №438. Его длина 624 метра 45 сантиметров. Ограждение состоит из 79 железных сегментов по 7,9 метра каждый. В 2005 году для увеличения его пропускной способности дорожное полотно на нем было раздвинуто до шести полос движения, был пущен троллейбус; также расширена вся дорога на участках с обеих сторон моста по улице Терешковой и Сосновому бульвару.

Самый длинный мост на юге Кузбасса – Заводский (Дозовский) через Томь в Новокузнецке, сданный 8 января 1963 года. Его длина 486 метров (по топографической карте – 445, а по обмеру автора 474,2 метра). Детали моста изготовлены предприятием «Кузнецкие металлоконструкции». Это – самый широкий из крупных мостов Кузбасса – 22 метра, что позволило провести по нему и один железнодорожный путь, самый грузоподъёмный мост – до 50 тонн, самый тяжёлый на юге Кузбасса – вес моста 1100 тонн. Наконец, это и самый дорогой мост на юге Кузбасса – его сооружение обошлось в ценах своего времени в сумму более 5 миллионов рублей, при том, что новое конструктивное решение ДОЗовского моста позволило сэкономить более 400 тонн металла.

В ДОЗовском мосте впервые была применена «многопролётная неразрезная система с предварительным напряжением металла в зоне растяжения над опорами». Авторы – Юрий Сергеевич Богуш и Анатолий Андреевич Кобенко. По словам Владимира Александровича Рокачевского, ведущего специалиста «Кузбассгражданпроекта», у металла, из которого варили мост, и бетона, который укладывался сверху для обеспечения высокого качества проезжей части, разные степени сжатия (растяжения). К примеру, при температуре -15° металл деформируется быстрее, чем бетон. Мост был спроектирован таким образом, что в любой точке системы напряжение одинаковое при любых условиях. Авторы удостоились золотой медали Выставки достижения народного хозяйства. Мост рассчитан на 100 лет эксплуатации, но уникальность конструкции моста требует и серьезного отношения к его эксплуатации, особенно там, где расположены эти самые элементы напряжения – пучки проволоки. Ограждение моста состоит из 170 железных сегментов и двух каменных парапетов по каждой стороне.

Самый длинный на юге Кузбасса железнодорожный мост – на железной дороге «Артышта – Подобас» длиной 800 метров. Для сравнения: длина ж/д моста через Томь в Новокузнецке между станциями «Водная» и «Топольники» – 595 метров, при том, что ширина реки по ним 450 метров.

Самый длинный в Кузбассе цельножелезный автомобильный мост – Байдаевский в Новокузнецке, сооружённый в конце 1950-х годов из деталей, изготовленных «Кузнецкими металлоконструкциями». Его длина – 220 метров, а вес – 800 тонн.

Самые длинные железнодороджные мосты через Кондому – у посёлка Абагур-Лесной (315 метров) и на разъезд Абагуровский – 196 метров весом 888 тонн. Изготовлены они из деталей «Кузнецких металлоконструкций».

Крупнейший в Кузбассе подвесной мост – 320-метровый вантовый в селе Ашмарино около Осинников. Он укреплён на 26-метровых пилонах в апреле 1985 года трестом «Cибметаллургмонтаж» под руководством главного инженера Потылицына, технолога Аркадия Баранова и строителя Сергея Утина. Но прежде был испытан его макет, в сто раз меньший оригинала. Постройке моста предшествовала катастрофа его предшественника – понтонного моста, что 17 октября 1982 года перевернулся из-за осеннего паводка: в воде оказалось 30 человек, из которых один ребенок утонул.

Единственный в Кузбассе пешеходный путепровод над железной дорогой с выходом непосредственно в вокзал был сооружён в 1940-е годы на станции Мундыбаш. К сожалению, в 2003 году примыкающая к вокзалу часть была ликвидирована.

Из мостов Кузбасса прыгают чаще всего с Кузнецкого моста в Новокузнецке. 20 апреля 1994 года в Томь спрыгнул 36-летний инженер-электронщик «Медтехники» Виктор С., желая доказать свои чувства к некой даме. Водолазы Новокузнецкой станции спасения на водах досталили его живого из-подо льда. Летом 1994 года Евгений Степанов из турклуба «Грани» сиганул в Томь прямо в лодке-каяке (сбросили товарищи).

Единственный в Кузбассе мост, построенный только… женщинами – мост длиной 26 метров на Островской площадке в Новокузнецке. 28 октября 1945 года «Большевистская сталь» опубликовала статью «Домохозяйки строят мост»: 40-50 дам действительно за месяц своими руками соорудили его.

Единственный в Кузбассе мост, ликвидированный в связи с… исчезновением реки, был сооружён в 1946 году через староречье Кондомы в районе нынешнего ресторана «Терсь» на улице Кирова в Новокузнецке. Это был капитальный однопролётный мост с металлическими фермами и бетонными береговыми устоями. Длина пролёта составила 56 метров, ширина проезжей части – 13 метров, тротуаров – по полтора. Обошёлся он городу Великого Сталина в 415 тысяч рублей – ровно во столько же, как построенный тогда же трёхэтажный особняк директора КМК за нынешним драмтеатром. Никто и предположить не мог, что уже через несколько лет этот мост останется… без реки. Из-за намыва многометрового слоя земляной пульпы на нескольких квадратных километрах по левому берегу Томи.


Просмотров статьи: 3351