Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Амурские волны» под «Виолу»

// Автор: Татьяна Викторова
// Фото: Мария Коряга

В музее-заповеднике «Кузнецкая крепость» презентовали уникальный экспонат. Это редкий антикварный предмет – тумбовый напольный граммофон со встроенной трубой и красивым именем «Виола».

По словам Елены Вертышевой, главного хранителя музея, в Новокузнецк он прибыл ещё летом, из Санкт-Петербурга, где хранился в коллекции известного собирателя граммофонов и фонографов Владимира Дерябкина. Передача большой редкости – значимое для музея событие – произошло благодаря сподвижнику коллекционера, нашему земляку, почётному дарителю «Кузнецкой крепости», реставратору старинной мебели Алексею Шебалину, ныне осевшему в Северной Пальмире. Тумбовый напольный граммофон, играющий шкафчик, или играющая тумбочка, как называли его раньше, был отреставрирован и подарен Шебалиным городу в честь 400-летия.

Столь позднее появление раритета перед посетителями музея объясняется тем, что хотя граммофон и прошёл реставрацию деревянных частей, его механизм нуждался в ремонте. За дело взялись новокузнецкие умельцы. «Они превратили граммофон в совершенный аппарат», – подчеркивают в музее. После обновления подарок можно было выставлять на всеобщее обозрение.

Елена Вертышева, демонстрируя граммофон производства первой трети ХХ века, крутанула несколько раз ручку, поставила старую пластинку, под лёгкое шипение и хрипловатые звуки которой в музейном зале зазвучал знаменитый вальс «Амурские волны».

По словам сотрудников музея, напольный граммофон – вообще довольно редкий экспонат в музейных коллекциях (в Государственном каталоге опубликовано не более 10 единиц), похожего же на «Виолу» и вовсе найти не удалось, даже в списках редких антикварных вещей. Вид граммофона также необычен. Музыкальный инструмент представляет собой деревянный шкафчик, раскрашенный под палисандр, с откидной верхней крышкой и четырьмя распашными дверками на передней стороне. Есть и отделение для пластинок. Труба спрятана внутри корпуса.

Граммофон был вещицей универсальной: он мог служить и аппаратом для извлечения звуков, и тумбочкой, и столиком. Словно таинственная метка, у этого музыкального динозавра имеется овальная металлическая бирка с изображением женской фигуры, а также надписи, сделанные на английском и японском языках. «Почему именно женский силуэт и надписи на японском? Это тайна, которую ещё предстоит разгадать», – считают в музее. Одна версия уже существует. Согласно ей, двигатель граммофона был сделан в США, отсюда и надпись на английском, а сборка аппарата прошла не в Европе, как это обычно бывало, а в Японии.

Невероятно популярные играющие шкафчики и тумбочки в первой трети ХХ века комплектовались в Европе из деталей, сделанных в Америке. Из воспоминаний купцов 1910-1920-х годов известно, что напольные граммофоны обладали самым высоким качеством звучания. Стоили эти музыкальные громадины баснословных денег – от 50 000 до 70 000 рублей, поэтому водились они только в состоятельных купеческих и дворянских семьях. Несмотря на дороговизну, за напольным тумбовым граммофоном, модным предметом обихода, устраивалась настоящая погоня любителей бытовых принадлежностей, а также настоящих ценителей музыки.

Хранитель антикварных музыкальных предметов, бывший артист цирка Владимир Дерябкин собирает свою коллекцию свыше 40 лет. В ней сегодня свыше 400 граммофонов. Однажды, 45 лет назад, цирковые артисты ставили сценку с медведем, который должен был изображать официанта. Решили, что граммофон рядом с косолапым будет смотреться очень забавно. «Долго я искал эту машинку по барахолкам и развалам и, наконец, нашёл! Тогда-то я и загорелся мыслью собирать граммофоны разных марок. Сейчас граммофон так просто не найдёшь. А всего-то столетие с лишним назад в Российской империи их было 500 000!» – в одном из своих интервью рассказал Владимир Игнатьевич, который вслед за Алексеем Шебалиным стал Почётным дарителем «Кузнецкой крепости».

В своё время Алексей Шебалин окончил Сибирский металлургический институт, жил и работал в Новокузнецке. А 20 лет назад уехал на постоянное место жительства в город на Неве, где приобрёл новую профессию – реставратора. Старинная мебель преподносила мастеру удивительные «сюрпризы», которые он собирал и отправлял сотрудникам «Кузнецкой крепости». За эти годы в фондах музея набралось 30 предметов, присланных Алексеем Шебалиным. Это и открытки времён Великой Отечественной войны, и рецепты поварского искусства, датированные 1903 годом, и фарфоровая посуда, и многое другое, найденное в шкафах и буфетах. «Для нашего музея большое счастье, что появился такой человек, как Алексей Шебалин. Предметы, попадающие к нам от него, приходят в хорошем экспозиционном виде. Потому что Алексей Алексеевич – отличный реставратор. Своих мастеров реставрации у наших музеев нет», – говорит Елена Вертышева. Примером профессионализма Шабалина является, в частности, тумбовый напольный граммофон, приехавший к нам из начала прошлого века.


Просмотров статьи: 1101