Эффективное тепло
Привлечь инвестиции в отрасль теплоснабжения и изменить подход к расчёту цены на тепло для потребителей планируется в России. Вопрос о том, каким образом грядущие реформы могут быть реализованы в Кемеровской области, вчера, 29 ноября, обсуждали в ходе круглого стола, состоявшегося в Новокузнецке.
Мероприятие прошло на высоком уровне – в нём приняли участие Виктор Зубарев, член комитета Государственной Думы РФ по энергетике, Алексей Храпков, заместитель директора департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике министерства энергетики РФ, Дмитрий Исламов, заместитель председателя Государственной Думы РФ по энергетике, а также Сергей Кузнецов, Глава города Новокузнецка, Олег Масюков, председатель Новокузнецкого городского Совета народных депутатов, представители областных администраций из Хакассии, Красноярского края, Новосибирской, Томской областей, администраций городов Кузбасса, крупных компаний жилищно-коммунальной сферы России и другие. Одним из организаторов круглого стола в Новокузнецке выступил медиахолдинг «Эксперт».
Тепловое хозяйство страны необходимо переводить на современные рельсы. Однако на этом пути возникает сегодня ряд проблем, давно назревших в системе теплоснабжения. Прежде всего – финансовая. По оценкам министерства энергетики РФ, эта отрасль требует до 200 миллиардов рублей инвестиций ежегодно, к 2025 году общая сумма вложений может составить 2,5 триллиона рублей. Бюджеты всех уровней такой нагрузки выдержать не смогут – уже не выдерживают. Выход – перейти на рыночную модель отношений и привлекать в сферу теплоснабжения инвестиции, которые невозможно получить без модернизации. Если оставить сейчас всё «как есть», ситуация грозит проблемами и для конечных потребителей тепла: отопительный период каждый раз будет отмечаться большими авариями, причина которых, как известно, износ инфраструктуры, морально и физически устаревшее оборудование.
В стране уже принят закон, продвигающий решение проблемы инвестиций в теплоснабжение – это ФЗ «О новой модели рынка теплоснабжения», вступивший в силу 31 июля 2017 года. По словам Алексея Храпкова, сейчас идёт подготовка подзаконных актов, всю нормативную базу, которая будет создана в том числе с учётом итогов масштабного обсуждения вопроса, прошедшего в Новокузнецке.
Переход на новую модель предполагает новые принципы регулирования отрасли: назначение Единой теплоснабжающей организации (ЕТО) и изменение подхода к ценообразованию. Понятие о ЕТО было введено ещё в 2010 году. «ЕТО становится диспетчером системы теплоснабжения, единым окном, регулирующим договорные отношения как внутри системы теплоснабжения, так и с потребителями», – говорит Алексей Храпков. Суть изменений в ценообразовании же состоит в переходе с метода «затраты плюс», когда компании согласовывали с региональными энергетическим компаниями необходимую выручку и исходя из этого РЭК рассчитывала конечную стоимость тепловой продукции и, соответственно, тариф, на метод «бенчмаркинга», или метода эталонов, когда для определения расходов принята эталонная система теплоснабжения с применением лучших доступных в России технологий, с оптимальным соотношением цена-качество. Цена такой «альтернативной котельной» будет в каждом регионе разная – в зависимости от используемого топлива, зарплаты персонала, климатических условий и так далее. Однако при этом тариф «альткотельной» это предельная цена на тепло. Повышаться она не может, а понижаться – пожалуйста. Вопрос цены – это предмет договорённости между тепловыми компаниями и потребителем. Основа новой модели теплоснабжения, таким образом, это муниципально-частное партнёрство. Орган местного самоуправления должен будет подписать с ЕТО соглашение об исполнении схемы теплоснабжения, и ответственность единой теплоснабжающей организации в этом случае выйдет на новый уровень.
Необходимо отметить, что переход на новую модель рынка тепла доброволен. Власти должны прежде оценить все последствия для конкретного муниципального образования и ответить на вопрос: все ли стороны готовы к изменению текущей ситуации? И здесь, как отметил Дмитрий Исламов, очень важным моментом должна стать социальная направленность региональной политики. Прежде всего, переход на новую модель в случае принятия решения об этом должен происходить постепенно, максимум за 10 лет: нельзя допустить резкого роста тарифов для потребителей. И здесь есть интересный факт. Исследования вопроса министерством энергетики показало, что во многих регионах цена на «альтернативную котельную» оказывается ниже существующего тарифа на теплоснабжение. Кроме того, возмещение затрат из местного бюджета, как ожидается, будет частично сохранена – она станет адресной.
В любом случае окончательное решение по переходу на новую модель в каждом конкретном случае – за местной властью. Что касается Новокузнецка, то работа над этим вопросом уже началась. «В городе создана рабочая группа, которая рассматривает разные подходы к модернизации системы теплоснабжения города, в том числе и привлечение инвестиций для строительства альтернативных котельных. В противном случае год от года город с наступлением зимы будет сталкиваться со всё большим количеством проблем», – цитирует Сергея Кузнецова пресс-служба администрации Новокузнецка.
Просмотров статьи: 1089