Сделать шаг навстречу
Клуб приёмных родителей «Шаг навстречу», открытый при Новокузнецком городском отделении Кузбасского регионального Центра «Здоровье и развитие личности», известен не только в нашем городе, но и во всём Кузбассе. Таким уникальным в своём роде клубом, которым на протяжении многих лет, с момента его создания руководит Татьяна Шипилова, может похвастать не каждый регион. Встречаются в нём приёмные родители – по четвергам с психологами и сотрудниками центра, которые обеспечивают как молодым, так и опытным приёмным семьям психологическое сопровождение.
На этот раз занятие с приёмными мамами ведёт педагог-психолог, руководитель тренингового центра «Мир взаимоотношений» Галина Поркот. Разговор идёт о налаживании контакта с ребёнком как в новой для него семье, так и в школе. Психолог по очереди выслушивает пожелавших высказаться мам, которых что-то беспокоит в поведении приёмного сына или дочери. Одна из мам, в семье которой воспитываются 16 детей, пожаловалась на то, что дома приёмный сын показывает себя добросовестным, дисциплинированным и заботливым ребёнком, а в школе на него постоянно жалуются, называя самым плохим, не реагирующим на замечания учеником. «Мы по этой причине уже вторую школу меняем. Но предать своего приёмного сына и отказаться от него я не могу», – сетует мама.
– В школе от него требуют поступать так, как поступают все ученики. А у парнишки по этому поводу возникает протест. Он чувствует себя не совсем таким, как остальные. Отсюда и непонимание, возникающее между ним и учителями. Вам надо прийти в школу и попросить педагогов не ругать мальчика, а найти повод, чтобы похвалить! Возможно, именно похвалы, высокой оценки его личностного статуса, мальчику и не хватает. И потому он игнорирует любые замечания. Очевидно, что он хочет показать своё «я», – рассматривает эту ситуацию Галина Поркот.
– А у нас сменился классный руководитель, и дело наладилось. Сын подтянул учёбу, стал прислушиваться к замечаниям, – поделилась своими переживаниями другая мама.
Следующую приёмную мать, на воспитании которой находится 11 детей, беспокоит поведение «младшенького». В семье он находится три года, но никак не отучится просить что-либо с нотками нытья в голосе. «Это нытьё в последнее время начинает вызывать у меня злость и раздражение. Что мне делать? Как отучить сына от этих плаксивых просьб?» – спрашивает она. У другой, воспитывающей 14 детей, вызвало беспокойство поведение одного из самых ласковых и любимых приёмных сыновей. Обращается он к ней только ласково, называя «мамочкой». Отличный помощник по дому. Его поведение никогда не вызывает нареканий. Но как-то она обнаружила, что её ласковый сын тайком взял деньги, которые открыто, на виду у всех ребятишек лежат в шкафу. «У нас в семье всё на доверии. Поэтому и деньги мы не прячем от детей. И этот случай со стороны ребёнка, от которого я не ожидала подобного, привёл меня в шоковое состояние», – жалуется она. У следующей мамы недавно взятый в семью трёхлетний ребёнок ведёт себя как лидер. «Я здесь старший!» – заявляет он. И чтобы лишний раз доказать своё лидерство, демонстративно ломает игрушки. «Что делать?» – спрашивает растерянная женщина. Ещё одна пожаловалась на то, что её сын ленив в учёбе. Самое действенное наказание для мальчика – лишение вкусной булочки.
– Каким бы ни был ребёнок трудным, вы не можете своих детей переделать. Они такие, какие есть. Вам просто-напросто надо помочь им вырасти! Научить их вести себя в этой жизни так, чтобы получать любовь и взаимопонимание. Научить, за что зацепиться, как найти почву под ногами. Другими словами, по ходу роста ребёнка корректировать то, что есть. Суметь наладить отношения и со школьными учителями, чтобы ваши приёмные дети после детдомов не были изгоями. Не страшиться подойти к педагогу и высказать пожелание: «Лично я к своему ребёнку дома нашла подход. Могу поделиться им и с вами». Приёмных детей необходимо как можно больше хвалить, подбадривать. Главное в воспитании – не потерять доверие маленького человека, – подчёркивает психолог.
По словам Нины Балакиревой, заведующей городским отделением центра «Здоровье и развитие личности», работа клуба очень важна. Здесь мамы имеют возможность высказаться, обменяться опытом, побеседовать со специалистами. На занятия можно прийти и с детьми.
– Немало звучит в клубе обид на школы и непонимание со стороны учителей. Но прежде чем привести приёмного ребёнка после детдома в обычную общеобразовательную школу, нужно подготовить к этому не только его, но и педагогический коллектив, и одноклассников. Для этого нужно провести с ними накануне несколько занятий. «Такой опыт уже есть в Воронеже. Ведь приёмные семьи – семьи особые. Нередко в них воспитываются дети психологически травмированные, – комментирует занятия клуба Нина Ивановна.
В том, что клуб – хорошая школа для приёмных родителей, согласна Елена Ковзель, мама 11 ребятишек, среди которых восемь приёмных.
– «Шаг навстречу» для нас – большое подспорье. Здесь семьи с большим опытом делятся с нами практическими, уже достигнутыми результатами. У нас завязываются дружеские отношения. Мы даже делимся вещами (наши дети быстро вырастают). Иногда общество нас не совсем понимает и принимает: дескать, понабрали детей! Но здесь, в клубе, мы встречаем поддержку. Наше дружеское сообщество приёмных матерей повышает нашу самооценку: «Я такая не одна. Я делаю хорошее дело!» После того как я стала приёмной мамой, начала чувствовать себя нужной. Отступают болезни. Я вижу цель – воспитать и вырастить своих детей. И по мере сил и возможностей стараюсь двигаться к этой цели. Это движение, эти заботы и сохраняют моё здоровье, – говорит Елена Ковзель.
Такого же мнения придерживается и Татьяна Мисиюк, мама двух своих, трёх усыновлённых, 19 приёмных детей.
– После занятий в клубе я нашла для себя золотую середину, поняла, каким образом мне вести себя со своими детьми. Сегодня я больше даю им самостоятельности, больше доверяю. Без страха и упрёка выдаю детям деньги, и они сами покупают себе вещи, продукты. А ведь было время, когда я им своё мнение навязывала. Так что занятия в клубе многому меня научили, – подчёркивает Татьяна.
– Предназначение приёмных родителей довольно сложное – сделать счастливыми своих непростых деток. И неизвестно ещё, кому у кого надо учиться: им у нас или нам у них, – говорит психолог Галина Поркот, которая не скрывает, что тоже черпает немало интересного для своей психологической деятельности, общаясь с этими удивительными женщинами.
Просмотров статьи: 1016