Новокузнецкое городское телерадиообъединение

400 лет города: день за днём

// Автор: Вячеслав Паничкин

1845 – 1852 годы: уж лучше на Нерчинские рудники, чем на кузнецкие заводы.

В 1845 году полицией Кузнецкого округа стал командовать земский исправник, возглавивший и земский суд, а в самом Кузнецке – городничий. Упростилось и управление Кузнецком: городничий да выборный староста.

30 августа 1845 года была освящена деревянная церковь Николы Чудотворца в селе Кулаковском.

В 1846 году основан улус Белый Калтанчик в нынешнем Новокузнецком районе, переименованный позже в Красный Калтанчик.

В 1846 году был значительно обновлён и расширен Гурьевский завод: построены новые домна и каменный корпус завода, который жив-здоров и до сих пор не вышел в отставку.

В 1846 году профессор Московского университета Г. Щуровский впервые вычленил Кузнецкий край из Алтая. Он высказал мысль, что следует различать Алтайскую горную систему (собственно, Алтай) и меридиональный хребет Алатау, а также Салаирский кряж. До этого Кузнецкий уезд считался Северным Алтаем.

В 1848 году появилось первое упоминание об Осинниках как о шорском улусе Тагдыг-аал, насчитывавшем 377 жителей и 48 хозяйств. Ныне по всему городу расклеены плакаты «Осинники – город особой породы».

В 1848 году по наущению знатного коксовика П. Фролова Томский метзавод перешёл-таки полностью на кокс из каменного угля. Прокопьевский крестьянин Николай Расторгуев с сыном Иваном и мужиками возили уголь со штольни Поварихинского лога и Голубёвки на этот завод. С 1848 по 1864 год ими было добыто около тысячи тонн угля.

Летом 1849 года в тайге на юге Кузнецкого уезда была обнаружена группа беглых мастеровых с кабинетских заводов и частных золотых приисков. Местное начальство впало в панику и сообщило западно-сибирскому губернатору преувеличенные сведения о численности беглых. Сведения были преувеличены настолько, что в тайгу было направлено свыше 1 500 солдат.

В 1849 году Кабинет ввёл бесплатную выдачу муки не только мастеровым, но и их жёнам, дочерям и малолетним сыновьям.

В 1849 году горных мастеровых стали увольнять после 35 лет беспорочной службы, при этом сыновьям мастеровых засчитывалась лишь служба с 18 лет. В армии тогда служили 25 лет. По мнению генерал-адъютанта Анненкова, положение кабинетских мастеровых было хуже положения солдат и даже каторжан. Генерал был поражён, что мастеровые оговаривают себя в убийстве, дабы попасть на Нерчинскую каторгу и, отбыв срок, выйти на поселение. «В течение 1850-1851 годов 19 мастеровых преданы военному суду за выказание на себя смертоубийств. Оказалось, что показания сих преступников не оправдываются и что из них пять уже сознались в выказывании на себя смертоубийства с той целью, чтобы избавиться от заводских работ». Впрочем, за полтора века мало что изменилось: многие молодые люди специально совершают преступления, чтобы получить судимость и не пойти на «непобедимую и легендарную».

В 1849 году в Кузнецком уезде началась замена деревянных сох на железные или на худой конец обтянутые железом.

В 1850 году было основано село Кандалеп рядом с вышеуказанным улусом Тагдыг-аал. Позже они объединились в Осинники. «Город особой породы», как видим, произошёл от двух разных пород. Вообще, такую особую породу принято звать дворнягой.

В марте 1850 года впервые в Кузбассе техника для угледобычи промышленным способом была изготовлена на Томском заводе. Сделанные по предложению томского губернатора П. Аносова стальные буры были отправлены для испытаний на Салаирский рудник.

В августе 1850 года впервые кузнецкая сталь была выставлена на всемирной выставке. В Хрустальный дворец Лондона образцы булата из Томского завода отправил всё тот же губернатор П. Аносов.

В 1850 году в Афонино (ныне Киселёвск) началась незначительная добыча угля из мелких штолен для нужд Томского железоделательного завода. Прекратилась добыча в 1864 году с закрытием Томского завода. Добыча велась примитивно: шахтёр приставлял левой рукой к стене долото, а правой – бил по нему молотком, поворачивал на несколько градусов и снова бил. Чтобы отколоть глыбку углеца, бить приходилось по несколько раз. Так продолжалось до 1922 года, когда Роман Андрианович Митяшин не придумал перку – нечто вроде коловорота для высверливания угля.

Впервые в Сибири листопрокатное производство внедрили в 1851 году: на Гурьевском метзаводе была пущена листокатательная фабрика, которая должна была ежегодно прокатывать 6 230 пудов болваночного железа и давать 1 800 пудов листового и 2 260 котельного железа.

Первое крупное угледобывающее предприятие в Кузбассе возникло в 1851 году в 22 километрах от Гурьевского железоделательного завода и в 10 километрах от деревни Белово. Тогда же из Ново-Бачатского угля был получен и первый кокс.

14 января 1852 года началось строительство деревянного Троицкого храма в селе Брюханово – доверенный от общества крестьянин Степан Чалдин подал прошение императору Николаю I на «построение новой деревянной церкви, во имя Святой Троицы, в означенной деревне Брюхановой». Ныне на её месте каменный храм 1910 года, восстановленный по проекту новокузнецких архитекторов.

В 1852 году срок горнозаводской службы снижен с 35 до 25 лет – срока военной службы. Притом в расчёт принималась лишь «беспорочная» служба, а потому выйти на пенсию живым никому не удавалось.

В 1852 году Горный совет Алтайского округа постановил прекратить дальнейшие разведки коксующихся углей в Кузбассе, которые упорно искал инженер-капитан Быков. Как бесперспективные. Время показало, что горный совет, мягко сказать, ошибался.


Просмотров статьи: 1039