В диалоге со временем
Вышел в свет сборник материалов по истории и современности дискуссионного клуба «Диалог». Посвящено издание 400-летию города, поскольку «Диалог», клуб любителей интеллектуального кино, был и остаётся ярким феноменом в культурной жизни Новокузнецка. В сборник включены статьи, раскрывающие жизнедеятельность клуба с его основания (12 апреля 1979 года) до наших дней. «Уникальность «Диалога», которую мы, представители его нескольких поколений, так остро чувствуем, стала мотивом для составления и издания сборника», – подчеркнул нынешний вице-президент клуба Андрей Безверхин, участник всех «диалоговских» дискуссий.
В издании книги принял участие и нынешний президент клуба Александр Горин, которому совместно с Андреем Безверхиным для сбора материалов пришлось поднять и перевернуть гору архивов («А больше им, кроме как в библиотеке, и негде храниться!»). Некоторые статьи предоставили участницы «Диалога» – Наталья Ким, Людмила Килина и Галина Иванова. Большую помощь в том, чтобы сборник увидел свет, оказала и Татьяна Киреева, сотрудник краеведческого отдела библиотеки имени Н.В. Гоголя. В издание вошли не только уникальные архивные материалы и авторские воспоминания «диалоговцев», но также данные о репертуаре кинопросмотров, материалы новокузнецкой прессы, эмблемы клуба с одним из его девизов, взятым из произведений Бертольда Брехта: «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле». В уставе клуба записано, что «здесь ценят увлечённость искусством кино, эрудицию и умение поспорить». Главная «заповедь» клуба: «Не согласен – возрази, возражаешь – предложи, предлагаешь – сделай!»
Александр Горин участвует в «диалоговских» просмотрах и обсуждениях с самого создания клуба.
– Я учился в Новокузнецком музыкальном училище. Но помимо музыки интересовался стихами, авторской песней и кино. В Гоголевке в то время я, по сути, жил. Однажды увидел объявление об открытии «Диалога», и меня заинтересовала возможность смотреть фильмы, которые по тем временам нигде нельзя было увидеть. Их доставали всевозможными путями. Случалось, без лицензии и без перевода, – рассказывает Александр.
Вспоминает Горин и период расцвета клуба, его бешеную популярность среди горожан. «Диалог» вела тогда Любовь Самошкина, методист кинотеатра «Октябрь». Фильмы, собиравшие полные залы, показывали в городских кинотеатрах («Октябре», а затем в «Сибири» и «Коммунаре») только по абонементам. «Не достал абонемент – не увидел фильма», – вспоминает Александр. Настолько сильна была жажда горожан приобщиться к ценностям мировой культуры! Это было время настоящего культурного взрыва в жизни города. Перед началом показа с лекцией всегда выступала Любовь Самошкина. После фильма зрители расходились. Но вскоре многие вновь встречались в библиотеке, в «Диалоге», чтобы обсудить просмотренную кинокартину.
Раскрутило «Диалог» творческое содружество троих: создателем клуба стал врач-инфекционист Борис Гилёв, бессменной ведущей в первые пять лет – сотрудник Гоголевки Наталья Позднякова, первым президентом – архитектор и художник Валентин Павлов. На первом заседании клуба, 12 апреля 1979 года, был представлен фильм Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино».
По воспоминаниям Натальи Поздняковой, в «Диалоге» Борис Гилёв (ныне, к сожалению, ушедший из жизни) исполнял много ролей: идеолога, генератора идей, ведущего, и даже чернорабочего. Остроумный, он был душой клуба, его «ходячей энциклопедией». На заседания собиралась интеллектуальная элита города – образованные, начитанные, думающие люди. «И каким же нужно было быть лидеру, чтобы завоевать непререкаемый авторитет у этой взыскательной публики! А его не просто уважали, к нему прислушивались, его искренне обожали. Он всегда был рядом и чуть впереди!» – отмечает Наталья в своей статье «Человек-эпоха», посвящённой годовщине со дня смерти Бориса Михайловича.
«Диалогом» также управляли спокойная и рассудительная Наталья Позднякова, строгий и харизматичный Игорь Сивков, эмоциональная и увлекающаяся Людмила Килина и многие другие не менее яркие и талантливые ведущие.
Спорили в клубе до хрипоты, иногда не расходясь до позднего вечера. Особенно горячие дебаты проходили по так называемым трудным фильмам. К примеру, режиссёра Андрея Тарковского – «Сталкер», «Солярис», «Зеркало». Кроме того, на заседаниях клуба изучалось творчество большого количества известных советских и зарубежных режиссёров. «Диалог» принимал в своих гостеприимных библиотечных стенах известных мастеров кино и киноведов – гостей города. Так, «диалоговцы» стали первыми зрителями фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», снятого кинооператором Павлом Лебешевым, заслуженным деятелем искусств РСФСР, который в то время гостил в Новокузнецке (он снял все фильмы Никиты Михалкова, а также «Белорусский вокзал»). Однажды добрые пожелания записал в «Книге почётных гостей» известный актёр Пётр Вельяминов, побывавший на заседаниях клуба: «Сожалею, что так мало времени у меня оказалось для «Диалога», но искренне желаю, чтобы эта прекрасная и полезная форма общения существовала и приносила обоюдную радость!» Интересный разговор, искреннюю заинтересованность «диалоговцев» в судьбах кино, актёров и кинорежиссёров отметил и побывавший в гостях у клуба Андрей Разумовский, режиссёр киностудии «Мосфильм». «Очень хорошая аудитория, очень интересные люди. Побольше бы таких встреч!» – отозвался он о посещении «диалоговских» дебатов. Фильмы новокузнецкому клубу дарили Александр Кайдановский и Никита Михалков. В «Диалоге» на протяжении многих лет формировалась уникальная коллекция кинолент лучших режиссёров мира. Однажды приехавший из столицы киновед, специалист по Бунюэлю, был крайне удивлён тем, что «диалоговцы» смотрели все (!) фильмы режиссёра. Даже те, которые он не мог достать.
– Чтобы поддержать постоянный интерес к клубу, приходилось проявлять изобретательность. Старались делать так, чтобы каждое занятие было особенным, не похожим на другие, – вспоминает Андрей Безверхин. Для этого порой преображали интерьер зала. Вывешивали, например, многометровый портрет Владимира Маяковского (тема «Маяковский смеётся»). Либо создавали красочную стенгазету с шутливыми посвящениями участникам клуба, с автографами знаменитых гостей и праздничными молниями-поздравлениями.
«Диалог» стал родоначальником многих клубов, обществ и объединений, действующих нынче в Гоголевке и придающих библиотеке статус главного культурного заведения города. Участники клуба по-прежнему собираются в 14.00 каждую вторую и четвёртую субботу, чтобы просмотреть и обсудить спорные фильмы как советских, так зарубежных кинорежиссёров.
– Мы надеемся, что издание книги о «Диалоге» накануне 400-летия города будет способствовать пробуждению общественного самосознания жителей Новокузнецка, формированию культурной самоидентичности, – подчёркивают авторы сборника.
И, кажется, их надежды сбываются. Недавно вышедший в свет сборник уже пользуется большой популярностью. Так что его издатели решили увеличить тираж.
Просмотров статьи: 1046