Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Универсальные солдаты

// Автор: Юлия Ким

Говоря о расследовании преступлений, мы чаще всего обращаемся к опыту следователей. Работа дознавателей – с не столь резонансными и сложными преступлениями, но от этого она не становится менее важной для общества. 16 октября отметили профессиональный праздник те, в чьём ведении самый широкий спектр дел – от семейных конфликтов до кибермошенничеств, те, чья задача – не только найти виновного, но и уберечь его от совершения более тяжкого преступления. В этот понедельник страна поздравляла дознавателей. Накануне праздника мы встретились с Анной Жариковой, начальником отдела дознания отдела полиции «Куйбышевский» Управления МВД России по городу Новокузнецку, подполковником полиции.

– Анна Борисовна, служба дознания органов внутренних дел РФ в этом году отмечает 25-летний юбилей. Расскажите, каким образом процесс дознания был выделен в отдельную службу и какие вопросы находятся в её компетенции.

– В 1992 году приказом министерства внутренних дел была назначена служба дознания как формы расследования, предварительное следствие по которому не обязательно. Наша служба расследует дела небольшой и средней тяжести. В этом главное отличие работы дознавателя от работы следователя – в компетенции следственных подразделений органов внутренних дел находятся преступления тяжкие и особо тяжкие, по которым, соответственно, необходимо предварительное следствие. Всего в нашем ведении расследование преступлений по 123 статьям Уголовного кодекса, среди которых грабежи (открытое хищение имущества), кражи (тайное хищение), угроза убийством, повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, преступления в сфере миграции – незаконная постановка на учёт, ряд случаев дистанционного мошенничества. Последние были введены в нашу компетенцию в связи с недавними поправками в законодательство.

– Какие ещё изменения коснулись службы дознания за последние годы?

– С прошлого года были исключены из нашей компетенции расследование нанесения побоев – это преступление перешло в разряд административных, при этом вошли в наше ведение повторное причинение побоев лицом, ранее подвергнутым наказанию за административное правонарушение. Довольно редко, к слову, в нашей практике встречаются такие преступления, как хулиганство, незаконное предпринимательство, организация притона. Дознаватель не только расследует уголовные дела, но и разбирается в материалах предварительных проверок, чтобы вынести решение о возбуждении дела или отказе в нём. Также мы возбуждаем уголовные дела, находящие в компетенции Следственного комитета, и передаём их следователям, если в ходе проверки выясняем, что это не наша подследственность. Можно сказать, что «судьбу» преступления во многом решает дознаватель. Всё зависит от того, что он «накопает» в ходе предварительной проверки. Дознаватель – это своего рода универсальный солдат. У нашей службы огромный объём работы: мы непосредственно работаем с населением, «на земле», как и участковые, службой ПДН, с которыми мы тесно сотрудничаем. Сотрудничаем и с коллегами из других городов. Так, был случай, когда пришлось объявить в розыск подозреваемого в преступлении, связанном с миграционной сферой. Обнаружился он в Москве. Буквально за один день дознаватель вместе с участковым успели вылететь в столицу, найти подозреваемого, ознакомить его с уголовным делом и вернуться, чтобы передать дело в суд. Каждый год мы расследуем преступления, связанные с жестоким обращением с несовершеннолетними их родителями или законными представителями. Расследование таких преступлений очень сложное – прежде всего, с морально-этической, психологической стороны. В этом плане я хотела бы отметить нашего сотрудника, старшего дознавателя Лилию Горбунову, майора полиции. Она расследует подобные дела предельно полно и объективно. В начале этого года одно из подобных дел было направлено в суд.

– Какие сложности в работе дознавателя вы можете выделить?

– Прежде всего сроки. Если на расследование тяжких и особо тяжких преступлений следователю даётся два месяца, то дознаватель должен закрыть дело за 30 суток. Кроме того, в 2013 году была введена сокращённая форма дознания, она предполагает расследование преступления за 10 суток. Это случаи, когда уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица, который является совершеннолетним, и подозреваемый полностью признаёт вину. Когда соблюдены эти условия, дознание проводится в сокращённой форме по ходатайству подозреваемого. Хочу отметить, что несмотря на строгие временные рамки в нашей работе высокий профессионализм личного состава нашего отдела позволяет нам укладываться в эти сжатые сроки и сокращать их. А между тем, среди расследуемых дел встречаются многоэпизодные, сложные. Так, например, в июле было направлено в суд дело по шести эпизодам против женщины, организовавшей «резиновую квартиру». После этого в отношении неё было возбуждено дело ещё по четырём эпизодам: она продолжала незаконно регистрировать в своей квартире иностранных граждан.

– Важное направление в дознании – профилактическая работа. В чём она заключается?

– Если продолжать разговор о «резиновых квартирах», с преступниками составляется разговор и дознавателями, и участковыми уполномоченными. Впоследствии эта работа продолжается с целью недопущения совершения ими в будущем преступлений. Да и в целом практически все преступления, которые мы расследуем, превентивного состава, то есть наказание за них является профилактикой совершения более тяжких преступлений. Например, наказание за управление автомобилем в состоянии опьянения станет превентивной мерой, чтобы оно не смогло повлечь причинение тяжкого вреда здоровью пешехода или другим участникам дорожного движения; наказание за угрозу убийством – также превентивная мера. Вовремя выявленное и наказуемое незаконное хранение оружия тоже профилактика того, чтобы это оружие не выстрелило.

– Сколько сотрудников в штате службы дознания отдела полиции «Куйбышевский»?

– Штат отдела – 15 человек, в том числе начальник и заместитель. И дознаватели, и старшие дознаватели расследуют одинаковое количество дел. Личный состав в нашем отделе замечательный: девушки ответственные, исполнительные, очень любящие свою работу. Сплочённый, дружный коллектив молодых девушек, которые, не считаясь с личным временем, работают допоздна, в выходные и праздники. Так сложилось, что у службы дознания чаще всего женское лицо. Темпы же работы и нагрузка высокие: в производстве у «рядового» дознавателя нашего отдела на данный момент 15 уголовных дел. Срок, напоминаю, – месяц. В 2014 году нашим отделом было расследовано 481 дело, в 2015-м – 509, в 2016-м – 511, а за девять месяцев этого года уже окончено 413 дел. Помимо этого дознаватели несут круглосуточные дежурства, выезжают на преступления. С задачами, которые ставятся перед нашим отделом, мы справляемся.


Просмотров статьи: 1282