«Родителям секретов не скрыть!»
Этот молодой 28-летний новокузнечанин – Максим Дырдин – уникален уже тем, что он учитель начальных классов. И давно уже завоевал авторитет среди коллег и детей. Два года подряд Максим становился победителем муниципального фестиваля педагогических идей «Мои первые открытия», международного конкурса сайтов «Погружение в технологии нового поколения». В этом году он назван лауреатом областного конкурса «Первый учитель». Родители его маленьких учеников (он преподаёт с первого по четвёртый классы) так отзываются о первом учителе своих малышей: «Нашим детям очень повезло! Они попали к учителю, не просто великолепно знающему свою работу, но и влюблённому в свою профессию».
Нет в Максиме ни заносчивости от его профессиональных успехов, ни учительской назидательности и менторства. Как профессионал он, конечно же, знает себе цену. И в тоже время прост и общителен. И в этом также сказывается влияние и специфика его работы: ведь дело приходится иметь с самой маленькой и любознательной категорией детей.
В Максиме Алексеевиче, который родился и всё свое детство провёл в селе Плотниково Промышленновского района, нет заносчивости ещё и в силу его воспитания. Он рос в большой многодетной семье, в которой был одиннадцатым по счёту, самым младшим ребёнком («У меня две сестры и восемь братьев»). Родители пропадали на работе, и в доме всем управляли и верховодили старшие дети. В основном – сестра Галина, которой в настоящее время всего-то и стукнуло 33 года. Когда родители ушли из жизни, она для всех осталась и за папу, и за маму. Стать педагогом Максим хотел с детства. Учителем младших классов была его любимая тетя Наталья Филипповна Бегеза, три снохи – жёны братьев. Стремление паренька пойти на работу в школу всем семейством дружно поддерживали. Так что особого выбора у него не было: только школьным учителем!
После окончания Кузбасской государственной педагогической академии Максима пригласили работать учителем начальных классов в новокузнецкую гимназию №32. Охотно согласился, и вот уже пять лет трудится в ней. «Сделал» свой первый выпуск, сейчас второй год ведёт второй – у него 30 второклассников. Помнит он и свой первый урок, который провёл в классе тёти – Натальи Филипповны – в селе Треща Топкинского района.
– Честно говоря, было страшно. Ребятишки в классе были сложные. В классе немало училось детворы из местного детдома. Никакого опыта общения с ними не было. Боялся совершить какую-нибудь ошибку. А значит, не оправдать тётиного доверия, которая перед этим со мной немало занималась, давала советы и вообще хорошо помогла в педагогической практике, – признаётся он. Сегодня Наталья Филипповна гордится своим племянником. Говорит, что Максим пошёл именно по её стопам. Такое вот начало учительской династии в этом большом семействе.
Практику во время вузовской учёбы Максим проходил уже в новокузнецкой школе. Учитель-мужчина был ребятам в диковинку, особенно для сельской детдомовской детворы: там воспитателями были одни женщины. «Дети привыкли, что мужчиной в школе может быть лишь физрук. А ведь всем им в этом возрасте необходимо и мужское воспитание. Все эти детдомовские ребятишки так или иначе тянутся к отцам», – говорит Максим. Тянутся к нему и городские дети. Стоит только учителю уехать на какой-либо конкурс, как после возвращения его встречает буря ребячьих эмоций. Детвора переживает: куда делся Максим Алексеевич? Подбегают, обнимают, расспрашивают, почему не был в школе.
Раньше у Максима было время заниматься танцами, рисованием, прикладным творчеством. Сегодня всё свободное время он посвящает подготовке к школьным урокам. Ему хочется, чтобы они проходили интересно, насыщенно, с пользой.
Детвора рассказывает своему первому учителя всё подряд – про младших сестёр и братьев, куда и зачем они ходили всем семейством, что и как дома готовят. Для них не существует никаких домашних тайн («Родителям от них секретов не скрыть!»). Иногда и приукрасят. И Максиму Алексеевичу необходимо иметь терпение, чтобы выслушать всех, иначе обид не оберёшься. Есть, конечно, дети и со скрытным характером. Но один на один всё равно откровенничают («И мне надо по настроению ребёнка угадать, что с ним случилось: либо дома, либо в школе. Драчливых ребят у нас в классе нет. Но иногда они между собой ссорятся»). Поделиться своими тайнами во время перемен прибегают и ребятишки из его первого выпуска. Случается, что приходят даже с такими вопросами: «Максим Алексеевич, позвоните нашему классному руководителю. Почему его сегодня не было в школе и как его найти?»
Максим признаётся, что ни дня не пожалел о том, что выбрал профессию учителя начальных классов. «Мне моя работа приносит только радость. Я не помню ни одного дня, чтобы я хоть однажды огорчился из-за моих учеников. Столько умных ребят в нашей гимназии! В том числе и в моём классе. Но даже если ребёнок не схватывает на лету тему урока, он может быть талантливым в чём-нибудь другом», – говорит он.
Иногда у него спрашивают: «Ну, как ты справляешься с таким количеством детей? Это же тяжело!» На что Максим отвечает: «Мне кажется, что с моими тридцатью гораздо легче общаться и проще воспитывать их, чем одного ребёнка».
Пять лет назад в честь того, что он пошёл в школу на настоящую работу, Максиму подарили щенка золотистого ретривера, которого обычно задействуют в качестве поводыря для людей, лишённых зрения. Со временем Стефан превратился в великолепного пса. И кое-кто замечает: «Ну, Максим, если ты так собаку воспитал, то с ребятишками уж точно справишься!»
Просмотров статьи: 1978