Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Научно – популярно

// Автор: Юлия Ким

Как юной новокузнечанке удалось побывать в инновационном центре «Сколково»?

В детском технопарке центра детско-юношеского технического творчества «Меридиан» шумно. Мы пришли сюда в час, когда занятий по расписанию нет, но преподаватели на местах – они «доводят до ума» разработки ребят, готовят материалы к приходу учеников, обсуждают их технические находки.

– Дети сейчас знают больше, чем знали в своё время их сверстники прошлого поколения, развиваются быстрее, – говорит преподаватель Степан Николаевич Кухтинов. – В этом году мы впервые набрали группу ребят четырёх лет. С девяти лет мальчишки уже участвуют в соревнованиях, собирают электросхемы, даже закон Ома знают! Один мой воспитанник, второклассник, недавно огорошил меня вопросом: «Вы знаете закон обратного числа?» Попробовал мне на бумаге «популярно» объяснить, потом отмахнулся от этой идеи, страничку в Интернете открыл, чтобы я прочитал…

В одном из кабинетов работает 3D-принтер, распечатывается какая-то деталь. Кругом на партах – собранные и разобранные микросхемы, провода. На полках – справочники по программированию, коробки с деталями и платами, готовые модели, созданные учениками технопарка. В этот класс, как в родной, приходят одиннадцатиклассницы Саша Шарапова и Рита Кудрявцева. Здесь не только родилась, но и воплотилась техническая идея, которая была признана в этом году на всероссийском уровне.

Юные девушки в техническом творчестве не новички. Пока объясняют нам суть принципа работы системы отслеживания полёта квадрокоптера, которую они создали, сыплют терминами и поправляют в ответ на наш вопрос: «…Это не микросхема, а микроконтроллер». Рита с девятого класса всерьёз занималась программированием, даже участвовала в олимпиадах по этому предмету. Саша определилась с профилем ещё в восьмом классе, когда собралась поступать на физико-техническое направление. В феврале им обеим удалось побывать на проектной смене в президентском образовательном центре «Сириус», открытом в Сочи на базе олимпийской инфраструктуры совсем недавно – в 2014 году, но уже успевшем заслужить негласное звание кузницы молодых элитных кадров для отечественной науки. Рита занималась в «Сириусе» проектом «умного дома», Саша же в составе команды юных конструкторов разрабатывала пищевой 3D-принтер. Увлечения и интересы обеих девочек пересеклись в одном проекте, который им предложила создать Алла Владимировна Давиденко, преподаватель «Меридиана». Разработка системы мониторинга беспилотного летательного аппарата, которой они занялись, лежит как раз на стыке двух наукоёмких направлений – программирования и конструкторского дела. Поэтому к проекту подключился другой преподаватель «Меридиана» – Константин Николаевич Смагин, который и стал его научным руководителем. На разработку у команды ушло всего два месяца – торопились уложиться в сроки конкурса, открытого «Сириусом». В итоге созданная новокузнечанами система мониторинга полёта БПЛА вошла в десятку лучших среди более чем 100 проектов одарённых школьников России.

– Беспилотники в последние годы стали более функциональными, более грузоподъёмными, и возникла потребность отслеживать их передвижения, – рассказывает Рита.

– Изначально у нас была глобальная идея – создать систему, позволяющую отслеживать все беспилотники, которые могут перевозить в том числе взрывчатые вещества. То есть систему, которая позволяла бы предотвращать теракты, совершённые при помощи беспилотников, систему, обеспечивающую безопасность страны, – добавляет Саша.

Но для этого необходимо запускать производство созданной девочками системы в промышленных масштабах. И если бы такая цель стояла, то они бы начали стартап – инновационный проект, под коммерческую реализацию которого его участники ищут спонсорские финансы. Тогда бы разработку запатентовали и имя бы собственное ей дали, а пока она называется просто – система мониторинга полёта беспилотного летательного аппарата. Подобные в мире уже существуют, но разработка новокузнечанок отличается универсальностью и дешевизной.

– Она работает независимо от системы самого беспилотника (её можно поставить в любой БПЛА) и не связываясь с системным компьютером посредством каких-либо проводов и usb-шнуров – передаёт информацию беспроводным путём. Мы создали программы для модулей, подключённых к размещаемой в беспилотнике плате, их три – bluetooth-модуль для передачи данных, GPS-модуль, получающий данные о географических координатах, и датчик DHT, который измеряет влажность и температуру окружающей среды. Все эти данные с помощью компьютерной программы позволяют не только отследить местонахождение беспилотника в реальном времени, но и создать трек – траекторию, по которой он передвигался до этого момента. Всё это отображается на карте, – рассказывают девочки.

На данный момент радиус, в котором можно отследить беспилотник, составляет 10–15 метров. Создать более мощную систему, которая могла бы «засекать» летательные аппараты на большой территории и иметь более высокую скорость передачи данных на компьютер – централизованный, единый для всех установленных на беспилотники систем, – возможно, говорят девочки, но это уже меняет масштабы проекта и его цели. Так что перспективы у технической разработки юных новокузнечанок есть. Пока же их реализованный в стенах детского технопарка проект помещается на ладошке – и именно с ним полетела в «Сколково» Саша (по правилам конкурса представлять проект в инновационном центре, мог только один из разработчиков).

Мероприятие «Startup Village 2017» в центре «Сколково», на которое попали только десять юных талантов со всей России, пройдя заочный конкурс, – самая крупная стартап-конференция в России и странах СНГ для технологических предпринимателей. 20 000 участников из более чем 80 стран, 379 спикеров (120 – иностранных), 1 500 встреч и 167 конкурсных питчей (коротких презентаций проектов перед потенциальными инвесторами) – всё это Саша увидела своими глазами. Познакомилась, поучаствовала, набралась впечатлений – научных и личностных. Посетила авиационный учебный и научно-исследовательский центр Boeing, выставку разработок по виртуальной реальности. С ребятами общались представители Роскосмоса, обсуждали с ними глобальные проблемы человечества, знакомили с инновационными научными проектами. Юным учёным удалось даже пройти задание на виртуальном тренажёре, который используют при подготовке космонавтов: самостоятельно совершить стыковку спутника. Саша рассказывает, что тест успешно прошла. «Занимает стыковка буквально минуты три», – делится она полученными знаниями.

Но главные впечатления, о которых мы хотели бы узнать от Саши, – её впечатления от самого «Сколково». О том, как выглядит «российская кремниевая долина», первый постсоветский наукоград в нашей стране, мы попросили её рассказать.

– Это научный город, в котором работают учёные, занимающиеся развитием таких передовых и важных для страны отраслей науки, как космос, информационные технологии, биомедицина. Там имеется свой институт, школы, в которых обучаются дети работников научного центра и преподают учёные «Сколково». Есть химические лаборатории, выставочный комплекс. Разрабатывают там беспилотники разных размеров, роботов, то есть искусственный интеллект, и многое другое. Магазинов и развлечений я там не заметила – только здания, где работают учёные, кабинеты, офисы. Наука там везде, – говорит Саша.

Сейчас девочкам пришлось отложить технические проекты – пока они готовятся к олимпиадам и к поступлению в вуз. Высшее образование, поделились они, это не цель, а только средство. Цель – заниматься своим любимым делом, которое позволит и достойно зарабатывать, и служить высоким идеалам – творить во благо человечества. Для них, как и для многих юных и молодых людей сегодня, это дело – наука.


Просмотров статьи: 144