Новокузнецкое городское телерадиообъединение

В стиле ретро

// Автор: Татьяна Викторова
// Фото: Мария Коряга

В городе есть необычный полигон, на котором насчитывается около 80 единиц ретро- и эксклюзивной техники. Расположен он в частном секторе в районе бывшей шахты Димитрова на улице Стволовой. Это музейное хозяйство клуба «Авто-Юниор». Руководит им небезызвестный в городе Евгений Федосов, водитель-ас, которого друзья в шутку называют Шумахером.

По словам Евгения, создав такой парк старинных автомобилей, он воплотил мечту своего детства. Заасфальтировал шесть соток родительского огорода, создав площадку под автомобили. Со временем она поросла травой. Однако сегодня пройти по этому музею под открытым небом возможно. Чаще других здесь бывают школьники Куйбышевского района.

Если совершить экскурс в недавнее прошлое, то можно вспомнить выставочные ряды «Кузбасской ярмарки» и парады ретро-автомобилей в честь Дня Победы, на которые Федосов выводил «монстра эпохи» – чёрный «Москвич-401». Когда-то «москвичонок» Евгений приобрёл у одного автолюбителя. «Москвич-403», представленный в музейной экспозиции Федосова, хорош уже тем, что на сто процентов может похвастать своей оригинальностью: в нём нет ни одного постороннего болтика. Бывший хозяин холил и лелеял свою легковушку. «Он даже в дождь на ней не ездил, и его жене порой приходилось в непогоду возвращаться с дачи пешком. А дедушка с машиной ждал, пока дороги просохнут», – делился Евгений историями приобретения этих мастодонтов на колёсах. Ездить дедушкиному семейству приходилось мало – всего несколько раз в год. Потому-то так хорошо и сохранился старый автомобиль – памятник былого семейного благополучия.

Первым автомобилем, приобретённым Федосовым за 100 долларов, был горбатый «запорожец». «Я его разобрал и заново собрал на свой вкус. Позже уже плотнее стал заниматься разбором отечественных автомобилей», – вспоминает Евгений. Затем был «Москвич-403». Он, в отличие от многих ретро-автомобилей, окрашен в голубоватый, свой родной цвет, в котором был выпущен с завода. Однажды один житель Москвы предложил Федосову круглую сумму за него. При этом пожелал перекрасить машину в другой цвет. Благодаря продаже старинного авто можно было бы решить многие семейные и клубные проблемы, но, тем не менее, Евгений почти сразу отверг предложение «нувориша». Его возмутило желание покупателя перекрасить «москвич», придать ему лоск современности («А новодел сразу меняет картину эпохи»).

Ещё один случай из недалёкого прошлого, рассказанный Евгением Федосовым. Насмотревшись во время парада на старые, но ещё бравые автомобили, один новокузнечанин возвращался домой под большим впечатлением. И вдруг на одной из городских трасс он заметил, как не спеша «пылит» по дороге подобный раритет. Догнал, остановил, уговорил хозяина продать ему свою «колымагу» за 3 000 рублей. И тут же внёс задаток в полторы тысячи – всё, что было в кармане. Привёз «москвичонок» домой. Дорогущую японскую иномарку выставил на улицу, а под крышу гаража поселил милое сердцу ретро-приобретение. Вернее, кучу металлолома, поскольку тут же разобрал автомобиль по винтику, оставив «в живых» один лишь корпус. Через несколько месяцев энтузиаст понял, что реставрация старого авто потребует немалых затрат, и лучше доверить это почётное дело специалистам. Так очередным «москвичонком» пополнилась музейная экспозиция Федосова. Сегодня в распоряжении «Авто-Юниора» полная коллекция «москвичей», в которой есть и те, что одними из первых сошли с контейнера. Есть тут также «Победы», «Волги» – «ГАЗ-21» разных лет выпусков.

Мало того, Евгений создал собственноручно так называемый пневмоход повышенной проходимости. Такой увидел когда-то в таёжной глухомани. Колёсами пневмохода служат огромные камеры от мощных грейдеров («На воде эта махина стоит как вкопанная! Запросто гоняет по лесным чащобам»).

Потом в «автопарк юрского периода» участники клуба приобрели и такого монстра, как артиллерийский тягач на базе танка Т-34. На нём бывший хозяин-предприниматель «добывал» солярку для продажи. На своём танке среди коллег-бизнесменов он был, конечно же, вне конкуренции (так и представляешь популярную юмореску из репертуара известного сатирика: «Как ни в чём не бывало подъезжаешь на рынке к прилавку на танке. И так задумчиво переспрашиваешь у продавца: «Скоко-скоко?»). Тягач до сих пор на ходу. Потом собрали ещё один тяжеловес из двух тягачей, найденных на таёжной заимке. Один был брошен некоей воинской частью, другой пришлось приобрести у лесника. Для полного комплекта пригнали ещё и вахтовку. На этой высокопроходимой технике устраивали таёжные экспедиции, которые проходили у них под романтичным кодовым названием «Поход за черникой».

Затем начали проводить парады ретро-автомобилей в честь Дня Победы, на которые стали съезжаться старинные авто со всей округи и даже из других городов Кузбасса. Евгений Федосов со своим автопарком – в первых рядах этого движения. На девятый парад надо было выделить 9 автомобилей. Найти 9 водителей. Готовились к этому почётному мероприятию целый год. Стали устраиваться и ретро-фестивали различного ранга. Помимо того, «Авто-Юниор» готовил как юных автомобилистов, так и слесарей. У него проходили обучение ученики из семи школ Куйбышевского района, которых отправлял к нему на практику учебно-производственный районный комбинат («Работал я тогда бесплатно, на голом энтузиазме»). Устраивались среди школьников и внутриклубные соревнования по вождению.

В настоящее время Евгений Федосов реализует проект по созданию парка автомобильных развлечений. Состоит парк из нескольких трасс, ограждённых земляным валом («Чтобы за черту не вылетали автомобили»). Задумано три уровня сложности, то есть три уровня водительской подготовки. На первом уровне на специальную безопасную машину усаживают этакого «чайника» – она позволяет обучать вождению в игровой форме. С каждым уровнем сложность увеличивается. На третьем устраиваются довольно экстремальные поездки. «Чтобы посетители получили хорошую порцию адреналина! Многим в наше время это необходимо, – комментирует Евгений. – Кроме того, это нужно, чтобы научить ездоков уходить от аварийных ситуаций на дорогах». Многим смельчакам будет интересно также проехаться по болоту и на пневмоходе. Участвовать в проекте может и детвора от трёх лет с родителями, и люди пожилого возраста. Под парк развлечений уже подготовлены две площадки.

Сегодня, чтобы претворить этот проект в жизнь, Евгению необходим помощник, тоже увлечённый автомобилями. Он, оптимист по натуре, уверен, что стоит приложить немного усилий, заинтересовать спонсоров, и всё у него в этом масштабном деле получится.


Просмотров статьи: 1110