«Эта тихая обитель – наш дом»
В Новокузнецке готовится к официальному открытию женский монастырь. Вот уже три месяца с благословения епископа Новокузнецкого и Таштагольского Владимира (Агибалова) он действует при храме мученика Иоанна Воина, что находится в Орджоникидзевском районе, неподалёку от бывшей шахты «Зыряновская».
Руководит монастырским хозяйством матушка София (Екатерина Лихван).
На сегодняшний день в монастырскую женскую общину входит пока шесть женщин. Монахини постоянно проживают в своих кельях, что расположены в трёхэтажном кирпичном здании на территории храма. Общину в будущем предполагается расширить до 16 монахинь. И потому на второй половине большого дома продолжаются строительные работы. Здесь будут обустроены не только кельи, но и административные помещения, а также большой зал, в котором предполагается собираться по вечерам для отдыха, чтения, рукоделия и душевных бесед.
– В монахини будут приниматься люди воцерквлённые, в которых созрело желание посвятить свою жизнь служению Богу. Но не сразу. До этого они три года прослужат при монастыре послушниками. Практика показала, что, скорее всего, в монастырь пойдут наши прихожанки. Как пришли в него монахинями и эти шесть пожилых женщин-пенсионерок, которых мы в качестве своих верных помощниц знаем уже на протяжении 20 лет, – рассказывает матушка София. Сама она со своим бывшим мужем священнослужителем Василием (Лихван) пришла, как здесь говорят, в монашество в декабре 2015 года. Служат бывшие супруги по-прежнему в одном храме, но каждый с тех пор, как прошли церемонию пострига, живёт своей собственной, монашеской жизнью.
Оставив в городской суетной для них жизни квартиры, детей и внуков, монахини предпочли трудовую жизнь при храме, крутясь в монастырских заботах с утра до вечера. Разбег для рабочих будней на этом красивом месте с двориками на итальянский манер (с цветочными клумбами, скульптурами и фонтанами), с ограждением, выложенным из природного камня, велик. При храме монахини на шести с половиной гектарах земли, на огородных грядках выращивают всевозможные овощи, ухаживают за цветником и садом, в котором зреют смородина, груша, слива, готовят разные блюда на кухне. Здесь в трапезной, иначе – в столовой, ставшей заодно и церковной лавкой, для прихожан и жителей города продаются полуфабрикаты, пельмени и вареники с различными начинками, сдобная выпечка, а также бездрожжевой хлеб, который пекут три раза в неделю. «Могли бы выпекать чаще и снабжать свежим хлебом весь Орджоникидзевский район, но уж очень трудоёмкое это дело – ставить для хлеба закваску», – рассказывает матушка.
В трапезной прихожанам можно пообедать всем тем, что монахиням Бог послал («Не отказываем. Люди ведь помолиться в храм приезжают издалека, даже из других городов. Устанут, проголодаются…»). Некоторые прихожане уже знают, что можно перекусить в столовой при храме. Вот и сейчас сюда, где вовсю витают ароматы приправ (идёт засолка огурцов на зиму), заглянули трое верующих, приехавших из Осинников. «Нам этот деревянный, утопающий в цветах храм давно нравится! Здесь, как в деревне, дышится легко…» – делятся впечатлением. Правда, обеды, как и вся выпечка – платные. Полученные от продажи деньги идут на развитие храма. В дальнейшем на его территории намерены построить ещё один жилой корпус, а также помещения под подсобное хозяйство, в которых разведут домашнюю птицу, телят и коров. И остатки молочной и мясной продукции, полученные трудами праведными, здесь также будут продавать жителям города в той же церковной лавке-трапезной. А пока держат только 15 несушек вместе с красавцем-петухом, чьё звонкое пение создаёт на храмовой территории впечатление размеренной деревенской жизни.
Кроме того, в ближайшем будущем для монахинь предполагается открыть и швейное производство. И не только для заказов прихожан и городских жителей. «Да нас самих, служителей церкви, обшивать. Сегодня в храме есть необходимость в той же рабочей одежде. Ходим пока кто во что горазд!» – рассказывает руководительница общины.
– Монахини сродни социальным работникам. Только служат они при храме. С какими только нуждами и вопросами к нам ни обращаются! И мы всем стараемся помочь, – комментирует она деятельность насельниц, как ещё называют монастырских служительниц культа.
В каком направлении пойдёт развитие женского монастыря, в храме мученика Иоанна Воина пока не знают. И устава монастырского здесь ещё не разработали.
Начинающие монахини своей жизнью довольны.
– Я этот храм посещала 17 лет. Когда решила уйти в монастырь, дети не возражали. Тем более что я их могу посещать, они меня тоже. Видимся. Друг от друга не оторваны. Здесь мне душевно спокойно. Да и жить радостно – ведь какая красота вокруг! – признаётся монахиня Глафира (Нина Алексеевна Косарева), 66 лет.
В отличие от детей Глафиры дети монахини Меланьи (Татьяны Васильевны Коноваловой, 67 лет) решительно возражали против её ухода в монастырь: «Мама, а как же внуки, с которыми надо водиться! Скоро ещё один родится. Да и нам без тебя будет трудно», – уговаривали. Но она всё-таки решилась: «Я сейчас в том возрасте, когда очень устаю от суетливого и шумного города. Вот недавно вырвалась в ту свою квартиру – и возвратилась сюда, в общину, после городских улиц с головной болью. А здесь такое умиротворение, такая тишина и спокойствие! Да и скучать не приходится. С утра до вечера работа. И главное – здесь я не ощущаю одиночества, как в той своей городской квартире, где душа неприкаянно маялась. Мне здесь от него страдать некогда», – признаётся монахиня.
Сегодня дел у новоизбранных, как здесь говорят, монахинь ещё прибавилось. В предстоящую субботу в храме собираются отмечать первопрестольный праздник – день Иоанна Воина, в честь которого он назван. Идёт чистка и уборка помещений и территории. Один из известных поэтов сказал: «Каждый выбирает по себе: женщину, религию, дорогу…» Эти шестеро, похоже, свою дорогу на закате жизни выбрали.
Просмотров статьи: 1291