Новокузнецкое городское телерадиообъединение

400 ЛЕТ ГОРОДА: ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

// Автор: Вячеслав Паничкин

1760 – 1771 годы: Контайша бежал, первый металлургический завод заработал.

В 1757 году Китаем разгромлен главный вражина Кузнецкого уезда – Ойратско-Джунгарское государство. Контайша бежал.

22 июля 1759 года вышел сенатский указ о приписке к Колыванским заводам ещё не приписанных крестьян Томского и Кузнецкого уездов.

В 1760 году у места впадения неказистой речки Искитимки в реку Томь было основано село Щеглово. Кто бы знал, что оно станет столицей Кузбасса!

В 1761 году была построена Колывано-Кузнецкая линия, протянувшаяся от Усть-Каменогорска к Кузнецку. Имела она 9 крепостей и 53 редута.

В 1761 году к Алтайским заводам были прикреплены все крестьяне Кузнецкого и Томского уездов. Позже численность таких крепостных в Кузбассе достигла 50 000 человек. Особенно тяжким нововведением стала горнозаводская рекрутчина: ежегодно в «берглы» забирались самые здоровые парнишки.

В 1762 году было основано село Верх-Чебула – ныне райцентр на севере Кузбасса, богатый памятниками деревянной архитектуры.

В 1763 году в разряд ясачных были переведены служилые калмаки, выполнявшие предыдущие 90 лет (с 1673 года) функции конных пограничных казаков в лесостепных северных волостях уезда.

Ревизия 1763 года показала, что в Кузнецке и селе Бачатском с округой было 5 280 разночинцев и приписных крестьян.

Город Ленинск как деревня Бочатская был впервые упомянут в 1763 году.

В 1764 году построена Новая Колывано-Кузнецкая линия. На ней было 5 крепостей, 7 форпостов, 12 маяков, 4 полумаяка, 7 защит и 1 редут. Возведена она была при генерале-поручике Шпрингере, командующим Сибирскими линиями с 1763 года. По мнению историка Н. Кострова, эта линия проходила по дороге от Усть-Каменогорска на Бийск и Кузнецк. Замечу, что эта дорога, теперь уже асфальтированная, и сейчас служит основным путём из Кузнецка на Алтай.

В 1764 году был закрыт мужской Христорождественский монастырь, что находился в трёх верстах ниже Кузнецка по Томи на месте нынешней Верхне-Островской площадки.

Летом 1769 года близ Кузнецка начал строиться первый в Кузбассе железоделательный завод – Томский. Руководителем строительства и первым начальником завода стал берггешворен Д.Ф. Головин. Рабочие были переведены сюда с бывшего кабинетского завода на реке Ирбе у Енисея. Строительство завода закончилось в декабре 1771-го. С 1771 по 1799 год здесь выплавлено 504 960 пудов чугуна, 350 757 пудов железа разных сортов, 6 677 пудов стали и изделий (гвоздей, лопат, кирок). Закрыт завод был в 1863 году.

В августе 1771 года Кузбасс исследовал известный натуралист, географ и историк И.П. Фальк, опубликовавший «Записки путешествия», в которых дана подробная характеристика заводам и пластам каменного угля Кузбасса. Как отмечает выдающийся советский геолог, профессор В.И. Яворский, И.П. Фальк один из первых привёл качественную характеристику кузнецкого каменного угля. В 1771 году, по данным академика Фалька, «жителей Кузнецка считалось 1 530 мужского и 1 629 женского пола и гарнизон, состоящий из 2 эскадронов драгун. В числе них было 90 служилых казаков».

В 1771 году в состав Новой Колывано-Кузнецкой линии входили форпост Кузедеевский и Кузнецк. Расстояние между ними составляло 55 вёрст. Новую линию защищали Олонецкий и Луцкий драгунские полки.

Летом 1771 года исследователь Петер Симон (в народе – Пётр Семенович) Паллас предпринял поездку по Колывано-Кузнецкой линии, посетив Кузедеевский форпост и Кузнецкую крепость.


Просмотров статьи: 1182