Новокузнецкое городское телерадиообъединение

КУРГАН СКИФОВ

// Автор: Татьяна Викторова
// Фото: Фото из архива Виктора Харина

В домашнем музее Виктора Харина, краеведа, члена Российского географического общества, об изысканиях которого в сфере золотоискательства мы рассказывали в двух предыдущих номерах, хранятся, в частности, материалы и предметы, имеющие отношение к удивительной археологической находке – скифскому кургану.

Курган диаметром около 50 метров и высотой около 10 метров Виктор Васильевич обнаружил со своим коллегой Вячеславом Кречетовым, музыкантом и оператором телекомпании «Квант», в 2010 году на границе Новокузнецкого района и Мысков – на территории прежнего Кузнецкого уезда. Много лет назад оба увлекались изучением шорского языка. Шорцы не просто так давали название тому или иному месту. Название всегда что-то значило! Увлечение этимологией, собственно, и привело мужчин к скифскому кургану.

– Однажды Вячеслав принёс мне в музей маленькую глиняную уточку, найденную неподалёку от небольшого населённого пункта. «Значит, в древности на этом месте жили люди», – решили мы. Когда-то там располагалась молочная ферма «Культстан». Фермы давно уж нет, а название осталось. Происхождение слова подсказало нам, что на этой территории должно было располагаться место культовых обрядов, – рассказывает Виктор Васильевич.

Вскоре Вячеслав Кречетов позвонил Виктору Харину и сообщил, что в данном районе он обнаружил курган необычно правильной, круглой формы. Бросив все дела, краевед из Тебы помчался к товарищу, чтобы исследовать находку. Форма холма напоминала искусственно созданный объект. Копнув лопатой, они извлекли из чёрной плотной земли бесформенный, позеленевший от времени, небольшой бронзовый предмет – скифскую пряжку. Затем нашли ещё несколько предметов, среди которых были лезвие маленького железного кинжала, наконечник железной стрелы и два бронзовых предмета: нашивка на пояс в виде изображения медведя и птица с опущенными крыльями. В птице была просверлена дырка для ношения её на шнурке на шее в качестве амулета. В перевёрнутом виде птичье изображение напоминало трезубец. Похожий можно увидеть на украинской символике, а также в индуистских храмах.

– Бронзовые изделия были оплавлены. Это дало основание полагать, что здесь сжигали трупы воинов. Безупречное качество железных предметов позволило думать, что они были изготовлены из булатной стали. Как известно, слово «булат» связано с шорским названием железа «болат», поскольку изготавливалось оно из болотной руды – гематита. Этого камня здесь было полным-полно. Валялся прямо на дороге, – говорит краевед.

В документах Виктора Васильевича находится комментарий известного новокузнецкого археолога Юрия Ширина по поводу скифского кургана: «Очень интересный памятник конца VI – начала VII веков. Это следы верхнеобской культуры, которые мы уже несколько лет безуспешно ищем в этом районе. Конечно, есть случайные находки. К примеру, в районе Ленинска-Кузнецкого был найден клад. Однако включал он в себя неполный шаманский набор. Многих вещей там просто не оказалось. Остались лишь детали украшений, пояса. А в этом памятнике имеются предметы вооружения, боевой пояс, бытовые предметы. Это уже гораздо интереснее! Есть предположение, что культура эта, судя по погребальному образу, более степная, нежели оседлая. Об этом говорит и кремация с набором вещей степных народов. В него, в частности, входили поясные бляшки геральдического стиля, который проник в Сибирь и Азию после того, как тюрки в период первого каганата (конец VI – начало VII веков) попали в Европу и столкнулись с византийской традицией».

Есть и такая версия того, кто захоронен в кургане: в древности люди были вынуждены сами защищать свой род. Каждый овладевал боевым искусством. Так формировались зачатки казачества. В бою применялись не только физическая сила, умение владеть оружием, но и способы психологического воздействия, дающие веру в победу, воспитывающие волю, бесстрашие в бою. «Достаточно дать себе определённую установку, и ты не будешь чувствовать боль. Профессиональные защитники, воины, широко использовали предметы, связанные с традиционными поверьями, богами. Их магическим свойствам уделялось большое внимание. Примечательно, что для увеличения силы амулетов их изготавливали и отливали женщины», – рассказывает Виктор Васильевич.

– Однажды мы нашли очень красивый наконечник стрелы, совсем не ржавый и удивительно острый. Интересно было находить каменные скребки, точила, хорошо отполированные топоры из зелёного камня. Своим изяществом поразил полупрозрачный, острый как бритва халцедоновый наконечник стрелы. Она не знала точения – острота её была достигнута за счёт миниатюрных сколов: не больше 2 миллиметров! Были найдены также шило и швейная игла со сломанным ушком. Они пролежали в земле около 2 тысячелетий и остались целыми. Вот что значит булатное железо! – рассказывает о своих находках Виктор Васильевич.

Кроме того, коллегам попадались кремневые отщепы – изделия приблизительно 5-7 тысячелетия. А в нижних слоях кургана изыскатели наткнулись на каменную кладку, предназначенную, видимо, для приготовления пищи. Археологи обнаружили также отполированные каменные топоры и наконечник стрелы. Обследовав холм, исследователи пришли к выводу, что тела воинов сжигали здесь вместе с доспехами и оружием. Сгоревшие останки хоронили где-то поблизости (место захоронения пока не найдено).

– На предметах, уцелевших от расплавления, видны барельефы орнамента и культовых животных. Меня удивил тот факт, что стиль изображения медведей на наших нашивках – так называемых латинах – очень схож со стилем северных народов. Бронзовая птица, обозначающая лик предка и предназначенная для ношения на груди, являлась у древних символом души, – рассказывает Виктор Васильевич.

К слову, этот символ известен с 3-2 тысячелетия до нашей эры. В различных вариантах он присутствует в легендах многих народов. Среди них – саамы, финны, эстонцы, коми, мордва, марийцы, удмурты, угры. Во многих мифах встречается рассказ о птице Демиург, которая вывела на мировом дереве – берёзе, что росла на горе Меру в Гиперборее – двух птенцов: гуся и лебедя. Оказалось, что с этой птицей связана и древняя культура шорцев и хакасов (у них берёза является священным деревом). Птица согласно выводам некоторых исследователей, сделанным в результате изучения урало-алтайской мифологии, означает женское, материнское начало. Потому-то древние и доверяли именно женщинам изготавливать магические амулеты, защищающие воинов.

 


Просмотров статьи: 1439