Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Сплав во имя истории

// Автор: Татьяна Викторова
// Фото: Фото из архива Новокузнецкой епархии

На днях епископ Новокузнецкий и Таштагольский Владимир (Агибалов) вместе со священнослужителями Спасо-Преображенского собора совершил крестный сплав по реке Мрас-су в Таштагольском районе. Сплав на надувных лодках по водному маршруту был посвящён памяти миссионеров Алтайской православной миссии. Проходил он по тем же местам, где в XIX веке кузнецкий протоирей Василий Вербицкий, а также другие миссионеры обращали в православную веру шорское население. А поскольку Алтайская миссия довольно тесно была связана со становлением города Кузнецка, то и крестный сплав был посвящён также исторической дате – 400-летию города.

По следам миссии

Священнослужители Новокузнецка начали сплавляться по Мрас-су с проведения молитвенной службы – с литургии и молебна, которые прошли в часовне посёлка Усть-Кабырза. За три дня участники юбилейного крестного сплава прошли на вёслах более 60 километров по реке с глухими безлюдными берегами. Ночевали в палатках в тайге. Завершился сплав в отдалённом посёлке Таштагольского района – Усть-Анзасе. Здесь участники крестной экспедиции освятили закладочный камень новой церкви, строительство которой должно начаться в ближайшее время и возведение которой имеет уже свою собственную многолетнюю историю. По словам старожилов посёлка, в своё время, здесь стоял красивый и «довольно внушительный» храм. Церковь как раз и была построена в Х1Х веке участниками Алтайской православной миссии, среди которой было немало кузнечан. После Великой Октябрьской революции в ней размещалась школа. Но с годами здание пришло в ветхое состояние и церковь-школу разобрали.

В 1995–1999 годах молодой протоирей-миссионер Игорь Кропочев, который сам напросился на житьё-бытьё и службу в этот окраинный горно-шорский посёлок, находился в Усть-Анзасе с миссией – восстанавливал здесь православную веру. Возрождал храм, для чего лично работал на заготовке леса для новой церкви. И даже начал его строительство. Правда, единственное, что в те годы молодому священнослужителю удалось сделать, это разработать проект и заложить фундамент. Отец Игорь, как его звали в Усть-Анзасе, даже уговорил новокузнецкого писателя и преподавателя шорского языка Геннадия Косточакова сделать с русского на родной язык перевод Евангелия. «Между прочим, Геннадий Косточаков был в то время совершеннейшим антагонистом православной миссии. У него был исключительно литературный интерес, не богословский. Но в то же время он был единственным человеком, который мог сделать библейский перевод. По крайней мере, с точки зрения критериев, которые предъявляет Институт перевода Библии. Во-первых, он – носитель языка. Во-вторых, он человек, который имел филологическое образование. Вот к нему и обратились. И надо сказать, что этот перевод поменял и самого переводчика. Геннадий Васильевич сегодня – совершенно другой человек. Он сейчас может спокойно встать и прочесть на конференции молитву на шорском языке. За последние 20 лет преподаватель и писатель Геннадий Косточаков изменился кардинально в отношении к вере. Поэтому переводить Евангелие стоило даже для него одного. В этом тоже суть миссионерской работы», – вспоминает те годы в одном из интервью Игорь Кропочев.

Экскурс в историю

Алтайская миссия, в которую входили и священники Кузнецка, имеет свою замечательную историю она сохранилась в материалах, имеющихся в фондах Алтайской духовной миссии. По их данным, огромная территория Сибири постепенно осваивалась переселенцами, шедшими вслед за казачьими отрядами, землепроходцами и мореходами. По пути их продвижения строились остроги и города, где воеводы, возглавлявшие военные гарнизоны, и чиновники выполняли функции царской администрации. Целенаправленную политику по присоединению земель Западной Сибири проводил Иван IV. Официально эти территории вошли в состав России к концу XVI века. Начиная с XVII столетия Сибирь стала одним из главных районов миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Известный историк Сибири Г.Ф. Миллер считал, что «польза государства» требовала просвещения «идолопоклоннических народов». В отличие от колонизации европейцами американского континента, в Сибири всё было иначе. По словам Миллера, коренное население, благодаря общению с русским народом, «усвоило прогрессивные трудовые навыки, получило письменность. Начиная с XVII века, общая численность народностей Сибири увеличилась в четыре раза. Началась ликвидация изолированности коренных народов в экономике, политической жизни и культуре, в том числе и алтайских кочевников. Они стали приобретать оседлый образ жизни.

В 1620 году в Сибири была образована первая епархия – Тобольская – во главе с архиепископом Киприаном (Старорусенковым). В 1604-м был построен первый Томский городок. В 1618 году в верхнем течение реки Томи выросло новое укрепление – Кузнецкий острог, будущий город Кузнецк. Вскоре казаками и стрельцами, что несли в крепости караульную службу, началось и практическое освоение предгорных районов Алтая и Саян для сбора ясака (натурального налога с коренных жителей).

Первый настоящий храм в этих местах был построен в 1750 году. И тогда же митрополит Тобольский и Сибирский Сильвестр предписал его освятить. В той же грамоте он «повелевал духовному правлению быть в Барнауле, а не в Кузнецке». 10 мая он сообщил об этом и Консистории. С этого момента, можно считать, начинается официальное развитие приходской, православной структуры на Алтае. Летом 1719 года служилыми казаками Биктаунской крепости была срублена небольшая часовня. «Малые колокольцы да алтарные образа были привезены для неё из Кузнецкой крепости, а большой колокол и прочая церковная утварь – из Тобольской». В этой же Биктаунской часовне впервые стали крестить «инородцев». Всем давали русские имена, а среди крестных отцов в основном были служивые казаки Колывано-Кузнецкой оборонительной линии. Общее количество принявших крещение алтайцев в восемнадцатом веке составляло примерно 500 человек. Тогда же было положено и начало миссионерской деятельности. Наибольшего размаха миссионерство достигло лишь в XIX столетии, когда была образована Алтайская духовная миссия. Миссионеры открывали школы и училища для шорцев и телеутов, прививали навыки гигиены лечили людей, учили эффективным формам ведения хозяйства, создавали письменность, заботились о повышении нравственного уровня народа.

Наиболее известный из них – кузнецкий протоирей Василий Иванович Вербицкий. Он был не только миссионером, но и крупнейшим отечественным учёным в области этнографии и языкознания алтайцев. «Наследие Православной миссии в Горной Шории имеет большое значение для Кузбасса, потому что оно положило начало духовному просвещению коренных народов, способствовало сохранению их культурной самобытности и традиционного уклада жизни», – написано позднее в предисловии к переизданной книге «Записки миссионера», автором которой был Василий Вербицкий. Вот только одна из записей дневника миссионера, сделанная в 1857 году. «…20 января. Был первый класс в новоучреждённом училище. В первоначальный состав учеников вошло инородческих детей – 2, купеческих – 2, заводского ведомства крестьян – 2 и 1 мастеровой Тельбеевскаго железнаго рудника. Но под конец месяца число учеников удвоилось, так что за недостатком печатных азбук, нужно было прибегнуть к рукописным табличкам, клееным на картоне. Хорошо, что учебные столы были готовы. Они достались нам из казацкого линейнаго училища, существовавшего в станице Калтанской…»


Просмотров статьи: 1047