«ОНИ ЖИВЫЕ! ИХ ХОЧЕТСЯ РАССМАТРИВАТЬ»
В научно-техническом музее имени И.П. Бардина открылась выставка, посвящённая Дню металлурга. На ней представлены снимки известного в городе фотохудожника Владимира Соколаева. Фотоэкспозицию сотрудники музея назвали «Гегемон».
– «Гегемон» – это рабочий класс, пролетариат, который стоял за страну горой. Снимки документальные, не постановочные. Этим выставка и необычна. Часть фотографий взята из музейного архива, часть предоставила дочка фотохудожника Христина, – рассказывает директор музея Наталья Степанова, организатор выставки.
По её словам, рабочие Кузнецкого металлургического комбината даже не подозревали, что их снимают. И потому фотографии удивляют своей искренностью и открытостью. Эти 50 откровенных, без прикрас снимков уже стали историей. Большинство из них посвящены коксохимпроизводству, строительству и пуску второго электросталеплавильного цеха Кузнецкого металлургического комбината.
В архиве музея хранится множество «отлакированных», постановочных фотографий, на которых металлурги подчёркнуто торжественны и монументальны, – всё-таки рабочий класс! – но к этому Дню металлургов сотрудникам музея захотелось продемонстрировать снимки с неприкрытой правдой жизни.
– Где лица рабочих напряжены от труда, где они, рабочие, порой, в старых грязных спецовках. Да и кто бы хотел на фотографиях, отражающих время, любоваться лишь лакированной неправдой? Вот снимки Владимира Соколаева живые! Их хочется рассматривать, – подчёркивает Наталья Степанова.
На открытие экспозиции пришли многие, кто лично знал Владимира Анатольевича, к сожалению, недавно умершего. В частности, его коллеги-фотохудожники и ветераны Кузнецкого металлургического комбината, для которых тема металлургии – родная и по-прежнему интересная. Эта выставка стала, как выразился один из посетителей, открытым окном, из которого повеяло свежим ветром правдивости и искренности.
Многие годы Владимир Соколаев работал фотографом на Кузнецком металлургическом комбинате. Он – организатор и участник первой в СССР творческой группы фотографов, названной «ТРИВА» (в неё, помимо Соколаева, вошли Владимир Воробьёв и Александр Трофимов). Участник 76 зарубежных, международных и всероссийских выставок и конкурсов. Был отмечен 12 дипломами, 16 премиями, пятью призами и двумя медалями. «Снимки Владимира Соколаева, а также группы «ТРИВА» – это взгляд бесстрашного и внимательного фотографа, и он – абсолютно документальный! Эти фотографы не имели ничего общего с официальной пропагандой и запечатлением «человека труда», как то полагалось в 1970–1980-е годы. Они оставили нам документы настоящей человеческой жизни советского времени. Сами они не были в то время известны. И на широкую публику в советских журналах, конечно же, не надеялись», – пишут критики о творчестве заводских фотохудожников.
Сам же Владимир Соколаев о неприкрытой правде жизни, запечатлённой на его фотоснимках, отзывался так: «Многие годы официальная фотография в СССР была сплошной постановкой. Страна была пространством фотомира. В таких условиях даже талантливый человек быстро выдыхается и начинает мыслить штампами. А муза фотографии капризна, она уходит, ей скучно среди человеческих амбиций и лжи». Фотохудожник отмечал: для него большой завод – это особый мир, особое пространство и особое состояние духа тех, кто там работает. «Во-первых, этот мир опасен для человека: ядовитые газы, пыль, дым, расплавленный металл, искры, узкие проходы, вращающиеся валы, рельсы, вагоны. Шум и грохот сбоку, снизу, сверху, спереди и сзади. Ходить по заводу опасно, он территория, на которой человеку нужно выживать. И рабочие выживают. Во-вторых, это физический труд, тяжёлый, до мокрой от пота рубахи. В-третьих, это непрерывное производство, это сутки человеческой жизни, поделённые на три смены по восемь часов: утренняя, дневная, ночная. Выходной – и опять всё по кругу. Биологические часы сбиваются. Человек спит днём, работает ночью. Превращается в механизм при заводе, в деталь. Выживает только в коллективе, среди таких же, как он, трудящихся. На заводе целостной единицей является не человек, а бригада. Рабочая бригада – это всегда взаимопомощь, поддержка, страховка. Самые здоровые отношения – в рабочей бригаде», – говорил он в одном из интервью.
Эта цеховая, бригадная жизнь нашла отражение в снимках Соколаева. На фото «Подогрев чая» возле импровизированной печи из горячих болванок сидит на корточках рабочий в ожидании, когда же вскипит чайник. На снимке «Вспышка газа на стояках коксовой печи» – огненные смерчи, мимо которых, морщась от невыносимого жара, проходит металлург. «Снег на коксовой батарее» изображает опять-таки сидящего на корточках, отдыхающего в перерыв металлурга, который буквально усыпан белым пеплом. Устало курит перед всполохами огня рабочий на «Загрузке коксовой печи». «Рабочая столовая», «Прививка от гриппа», «Стройбат на пуске объекта», «Бригада изолировщиц на обеденном перерыве», «Сталевары мартеновского цеха», «Подача нагретой заготовки», «Раздевалка сортопрокатного цеха», «Цех подготовки изложниц» – на всех этих снимках лица рабочих с каплями пота на лбу и напряжённой от нелёгкого труда мимикой и – никакой героики. Той самой, с нотками эпохальной торжественности, что была воспета в поэмах и книгах того времени. Есть обычная тяжёлая работа, которая кормит семьи металлургов.
Не потому ли в своё время снимки Соколаева, Воробьёва и Трофимова были запрещены? По мнению партийных бонз, они «очерняли советский строй». В конце концов, творческую тройку с Кузнецкого металлургического комбината уволили. Потому что их фотографии, посланные за рубеж, печатались в журналах стран капитализма. А значит, «не просто очерняли, но и дискриминировали социалистическую действительность».
Однако сами фотохудожники «ТРИВЫ» любили эту спрятанную от глаз посторонних, нелакированную заводскую жизнь. «Для нас, фотографов, завод с его дымами, искрами, металлами и людьми, занятыми делом, – сказочное пространство, неисчерпаемый генератор сюжетов для фотосъёмки. Это не улица, где каждый бежит в свою сторону. Это дышащее многокилометровое «тело» из сцеплённых друг с другом цехов. Это люди в мокрых от пота рубахах, силой своей удерживающие огненную стихию металла в печах, катающие, гнущие, кующие его так, как им надо. Этих людей невозможно не уважать», – говорил Владимир Соколаев.
И хотя то время ушло, но эти его слова актуальны и современны и для эпохи нынешней металлургии. Простые рабочие по-прежнему остаются её душевной и духовной составляющей, без которой никакого движения вперёд не было и не будет.
Просмотров статьи: 1171