Новокузнецкое городское телерадиообъединение

400 ЛЕТ ГОРОДА: ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

// Автор: Вячеслав Паничкин

1661 – 1670 годы: «сукна аглицкие и гамбургские», стена кузнецкого посада и проделки князца Табунко.

За 1661 и 1662 годы летописи, увы, не оставили нам никаких сведений о жизни Кузнецка. Что, видимо, для людей-то и не плохо, особенно учитывая то, что правил Россией царь Алексей Михайлович, неспроста прозванный Тишайшим. А если бы не начал сей государь церковной реформы с её расколом, то его правление вовсе следовало бы назвать лучшим временем в истории страны.

В 1663 году кузнецкого воеводу Фёдора Даниловича Павлова сменил Дмитрий Васильевич Овцын. В Кузнецком уезде тем временем было уже 235 служилых людей. Но почти все они сосредоточились в Кузнецке и его окрестностях – нынешний север Кузбасса был почти не населён. Но в следующем 1664 году и здесь возникла деревня Томского Алексеевского монастыря Пача.

Дальше – больше: на следующий 1665 год сын боярский Иван Кинозеров основал южнее Пачи Верхотомский острог, сразу ставший стали центром волости. Так, через полвека после Кузнецка, начал развиваться и нынешний север области.

В 1665 году был впервые произведён вывоз металлопродукции из Кузнецка – томский воевода Вельяминов получил царский указ: закупить в Томске, Кузнецке и Красноярске сабли, шлемы, панцыри «сколько можно». Спустя 10 лет подобный указ пришёл вновь.

В 1666 году кузнецкий воевода Иван Кокошкин получил указ царя Алексея Михайловича о том, что в Кузнецк вместо денег посланы заморские сукна, киндяки и кумачи для раздачи кузнецким служилым людям, ружникам и оброчникам. В перечне товаров говорилось: «сукон аглицких – десять половинок ценою по 16 рублей половинка, сукон гамбургских – 14 половинок ценой по 10 рублей половинка, да лечин 40 половинок ценой по пяти рублев, 84 киндяка разных цветов ценой по сороку алтын киндяк, 62 кумача красных по рублю по 20 алтын кумач – всего на 70 рублей». Так что практика выдачи зарплаты не деньгами, а товаром имеет у нас давние корни. А с другой стороны: модный импорт завезли в нашу глухомань ещё три с половиной века назад, а от нас – шлемы да «панцыри». Так и живём.

В 1666 году кузнецкий воевода получил царский указ о возвращении в Москву «ссыльных польских и литовских людей». Они понадобились для размена русских ратников, томившихся в польском плену.

В 1667 году кузнецкого воеводу Ивана Романовича Кокошкина сменил Никита (Маифей) Борисович Долгожиров.

В 1667 году раскинувшийся за стенами Кузнецкой крепости посад был обнесён стеной и рвом. По одним данным башен было две, по другим – пять. На месте одной из них – Фроловской, позже была возведена одноименная часовня. Кузнецкая стена имела большие размеры: если сопоставить её с нынешними объектами, то она спускалась с Маяковой горы до ликёро-водочного завода, далее – к югу, за железную дорогу и к устью речки Казачья Грязь. Вот здесь-то и располагался основной город: многочисленные дома, амбары, баньки, построенная в середине XVII века Богородице-Одигитриевская церковь и даже кладбище.

6 декабря 1667 года в Москву отправлен «Чертёж всей Сибири», первая генеральная карта Сибири. Её составление организовал тобольский воевода Пётр Иванович Годунов. На карте отмечен и Кузнецк.

В 1668 году основано село Калачёво, что ближе всех к нашему городу по пути в аэропорт. В следующем году, стало быть, ему будет 350 лет!

В 1668 году была сожжена недавно заведенная деревня Пачинская, о которой речь шла выше. Степняки, говорилось в документе, явились внезапно, пришли в страдную, сенокосную пору «многолюдством и чинили всякое разорение: деревни жгли, скот отгоняли, на пашнях людей побивали, промышленных и ясашных людей разоряли». «Я на Пачу ехал плача – возвращаюсь хохоча» – в этих строчках Высоцкого следовало бы поменять слова местами.

Первой гостиницей Кузнецкого уезда по праву можно считать избу для аманатов, упомянутую ещё в 1668 году среди зданий цитадели Кузнецкой крепости. Изображение её есть в Чертеже Земли Кузнецкого Города Семена Ремезова от 1698 года. Под защитой двух рядов стен «гостили» заложники из числа кузнецких инородцев. Сами они ни копейки не платили, зато сородичи рассчитывались сполна мягкой рухлядью.

В марте 1670 года в Кузнецк санным путём прибыло высланное царём жалованье служилым в сумме две тысячи рублей. Мелкой монетой (а крупной тогда и не было) зарплата заняла два обоза.

В 1670 году в Кузнецк пришёл указ царя Алексея Михайловича, обязывавший кузнецких воевод высылать обратно «на Русь» беглых крестьян, «на пашню их не селить и в службу и в посад не привёрстывать» не соблюдался ни воеводой Никитой Борисовичем Долгожировым, получившем его, ни другими воеводами.

В 1670 году кузнецкий казак Ашмарин основал одноимённую заимку – ныне село Ашмарино.

В 1670 году после смерти хана белх калмыков Семьге князец Табун решил сыграть на противоречиях России и Джунгарии – он обратился к русским воеводам за военной помощью, но те, не желая осложнять отношения с южным соседом, отказали. «И он Табунко посылал под Томской людей своих войной на уезд». Историк А.П. Уманский писал, что князёк Табун «отличался большой изворотливостью, хитростью и жестокостью».


Просмотров статьи: 1089