Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«ВОЗЬМИТЕ МЕНЯ В МОНАСТЫРЬ. МУЖСКОЙ!»

// Автор: Татьяна Шипилова
// Фото: Юрий Лобачев

Монастырь в селе Безруково по дороге в Междуреченск знают многие путники. Частенько они возле него останавливаются.

Одни для того чтобы помолиться, другие – чтобы купить свежие натуральные продукты: молоко, яйца, сало, тушёнку, масло, творог, а ещё – лекарственные настои, травы. Познакомиться с житьём-бытьём Свято-Пантелеимонова монастыря приехала на днях и группа новокузнецких паломников. Многие из них знали, что у междуреченской трассы есть «то ли церковь, то ли монастырь». Но то, что монастырь, названный в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона, является мужским (в настоящее время в нём несут службу восемь монахов), для многих стало открытием.

Монастырский приход в Безруково был зарегистрирован в 1996 году по просьбе жителей села с благословения архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония (Будько). В течение первых двух лет богослужения совершались в маленьком деревянном домике, обустроенном под храм. Строительство нового, кирпичного, здания началось 9 августа 1999 года – в день памяти великомученика Пантелеймона. Шесть лет велось строительство храма. Торжественное освящение его состоялось в октябре 2005 года. Иконы для безруковского храма расписывал известный новокузнецкий художник – иконописец Леонид Ключников (он же расписывает иконы и для нового новокузнецкого храма имени Петра и Февронии на улице Кирова, 1). Однако история духовной жизни села Безрукова началась почти на три столетия раньше, ещё в XVII веке.

Экскурс в историю. По некоторым историческим сведениям примерная дата возникновения деревни Безруково – 1677 год. Первыми её жителями были шорцы. С 1700 по 1850 годы деревню стали обживать переселенцы: чалдоны, чуваши, вятские крестьяне из Южной России, в том числе ссыльные. Село и было названо по имени первого русского переселенца – крестьянина по фамилии Безруков. Так деревня, благодаря её новым жителям, стала православной, и в ней сразу же, согласно жизнеустройству того времени, надо было возводить часовню. Часовня упоминается в документах «со сведениями от Кузнецкого заказчика священника Фёдора Знаменского о неучтённых часовнях округа» (документы были найдены в Тобольском архиве, в фонде Консистории). В данных, представленных кузнецким священником, были названы 25 часовен, возведённых в окрестностях Кузнецка. Строительство их относилось к 1741-1743 годам. Среди них значилась и Безруковская часовня. Затем упоминание о ней – названной во имя святителя Николая Чудотворца, «построенной с давних времён и неизвестно, с чьего позволения», встречается и в документах, датированных 1858 годом.

Согласно историческим данным, общая картина духовно-православной жизни на этом кусочке Кузнецкой земли в корне изменилась к середине XIX века. «…Прихожан деревни Безруково стал часто навещать священник Евгений Тюменцев из Одигитриевского храма Кузнецка, который в 1857 году венчал писателя Фёдора Достоевского и Марию Исаеву. Вскоре, ввиду отдалённости от города многих поселений, расположенных по реке Томи, стала очевидной необходимость возведения не просто часовни, а настоящего православного храма в Безруково. Именно об этом стали ходатайствовать и жители деревни. Тогда инициативу безруковцев о строительстве церкви поддержал и настоятель Спасо-Преображенского собора священник Павел Стабников. Помимо средств, собранных самими жителями Безрукова, были внесены пожертвования «доброхотодателями, пожелавшими остаться неизвестными». 2 мая 1858 года состоялось торжественное освящение закладного камня. Через два года освящён и построенный храм, что назван в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца…».

С обретением собственного, самостоятельного прихода деревня поменяла и свой статус. Она стала называться селом, и к ней стали примыкать и другие небольшие поселения и деревеньки. Дата закрытия Николаевского храма неизвестна. Предполагается, что действовал Николаевский храм вплоть до 1925 года. Церковное здание простояло до 1944 года. Однако в последние годы в бывшем храме располагался уже сельский клуб.

И только в конце XX столетия, опять-таки по настоятельной просьбе жителей, Безруково вновь обзавелось собственным приходом. За десять лет его существования под руководством иеромонаха Пимена (Евгения Сапрыкина) при храме образовалась братская община. В августе 2007 года ему был присвоен статус мужского монастыря. Через год здесь был совершён и первый монашеский постриг. «По благословению правящего архиерея, монашеские постриги в обители будут совершаться только в Великий пост. Именно такая традиция существует в Троице-Сергиевой Лавре – крупнейшем духовном центре православия», – поясняют в монастыре. Послушник Константин, который проводит для новокузнецких паломников экскурсию по монастырю, уточняет: «Пожелавшему уйти в монахи сделать это непросто. Если он имеет детей до 18 лет, стоит прежде всего позаботиться о том, чтобы поставить их на ноги, выпустить в самостоятельную жизнь. А уж потом отдавать себя служению в монастыре».

В настоящее время монастырский двор помимо храма обзавёлся большим жилым комплексом, в котором есть кельи для монахов, а также так называемых трудников – их приводит в монастырь «собственная нелёгкая судьба». В основном это наркоманы и пьяницы, люди с неустроенной семейной жизнью, которые имеют право жить в монастыре за хлеб и кров, а взамен добросовестно трудиться на подсобном хозяйстве, выполняя различные работы (крепкие мужчины здесь даже коров доят, у каждого – свои трудовые нормы и обязанности). При монастыре разведено большое коровье стадо, есть козы, свиньи, куры, кролики. Есть даже гончарная мастерская и большой тракторный парк, благодаря которому на монастырских пастбищах заготавливают сено для огромного монастырского хозяйства. Есть помещение с оборудованием для изготовления вкуснейшей фирменной тушёнки. Огромный огород и сад. Есть своя лавка, в которой продают монастырскую продукцию, включая сухие лекарственные травы. Обзавёлся монастырь даже «достопримечательностями» – лошадь породы «французским тяжеловесом» Красавчиком и оленихой, которую среди других её сородичей привезли сюда с севера и которая вскоре будет переселена в частный зоопарк.

На сегодняшний день трудников в монастыре можно по пальцам пересчитать. «С началом весны многие из них, как перелётные птицы, летят на свободу. Их не изменить. Эти люди привыкли к вольной жизни. Но вот по осени, как только начнёт холодать, они вновь со всей России потянутся к нам, под кров обители, чтобы перезимовать под доброжелательной монастырской крышей», – рассказывает послушник Константин.

Есть при монастыре и женщины – преклонного возраста монахини, а также трудницы. Тоже самого разного возраста. 70-летняя новокузнечанка Татьяна Ивановна Хрипливец приехала в монастырь, чтобы «по мере своих сил потрудиться во славу Божию».

– Не люблю город! Мне в нём тяжело. А здесь на свежем деревенском воздухе, при красивом храме я чувствую себя как дома. И работу мне дают по моим силам – не устаю. Мне здесь хорошо. Монастырь даёт мне возможность отдохнуть душою, – признается Татьяна Ивановна.

В последнее время мужской монастырь стал центром не только духовной, но и культурной жизни села. При обители с 2008 года действует детская воскресная школа, а пять лет назад открыта и воскресная школа для взрослых. На территории прихода проводят народные праздники, в том числе Масленицу.

В конце экскурсии одна из новокузнецких паломниц задала вопрос молодому и привлекательному послушнику Константину: что его привело сюда? Он ответил: «Почему-то никто не спрашивает молодёжь, которая отирается по городу с бутылкой пива в руках: «А что их привело к жизни такой?» И многозначительно замолчал. Больше вопросов монастырскому провожатому не задавал.


Просмотров статьи: 2782